Мастера анимации. Валерий Угаров

Режиссер-сказочник, веривший, что спонтанность легко уживается с рациональностью. Он умел в любой сюжет привнести особенный взгляд, не боялся пробовать новое и в каждой работе старался даже самое фантастическое сделать понятным и реальным. Вспоминаем творчество Влаерия Угарова, автора волшебных историй «Шкатулка с секретом», «Халиф-аист», «Волшебная кисточка», «Бабка Ежка и другие».

Художник-одушевитель

Валерий Михайлович Угаров родился 5 марта 1941 года в Москве. Уже в школе будущий режиссер занимался живописью (окончил Московскую художественную школу имени В. И. Сурикова). В 1961 году окончил курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм», а в 1964-1968 годах учился на вечернем отделении Московского архитектурного института.

С 1966 года Угаров начал практическое погружение в профессию художника-аниматора. Он принимал участие в одушевлении героев таких знаменитых лент, как «Жил-был Козявин» (1966) и «Стеклянная гармоника» (1968) Андрея Хржановского, «Маугли. Ракша» (1967) Романа Давыдова, «Балерина на корабле» (1969) и «Это в наших силах» (1970) Льва Атаманова, «Винни-Пух идет в гости» (1971) Федора Хитрука.

С Хржановским у Угарова сложились длительные профессиональные отношения. В последующие годы он работал аниматором и художником-постановщиком на многих его картинах: «Бабочка» (1972), «В мире басен» (1973), «Дом, который построил Джек» (1976) и «Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником» (1987). В эти же годы Угаров вел занятия в мастерской Хржановского на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

кадр из м/ф «Дом, который построил Джек»

Став режиссером, Угаров не оставил работу аниматором. В списке мультфильмов, над которыми он работал в качестве художника, есть и культовый «Ну, погоди!» (выпуски №3 (1971), №8 (1974) и №16 (1986), реж. Вячеслав Котеночкин), и трогательная история о дружбе мальчика и собаки «Верните Рекса» (1975, реж. Владимир Пекарь и Владимир Попов), и зимняя сказка «Серебряное копытце» (1977, реж. Геннадий Сокольский), и современное продолжение «Брементских музыкантов» — Новые Брементские» (2000, реж. Александр Горленко). 

Волшебные мотивы

В качестве вдохновителей и главных учителей Угаров называл классика отечественной анимации – Федора Савельевича Хитрука. Впрочем, к молодому художнику довольно скоро пришло понимание, что подражать кому-то из признанных мастеров в анимации невозможно, что необходимо выработать собственный стиль. Кроме того, Угаров был убежден, что «профессия режиссера – результирующая, то есть результат всей его жизни», а потому считал, что становится режиссером надо после сорока лет.

кадр из м/ф «Не про тебя ли этот фильм?»

Однако сам он значительно опередил этот срок — снял свой первый мультфильм в тридцать. «Разгром» на стихи Эдуарда Успенского в рамках альманаха «Веселая карусель №3» вышел в 1971 году. «Я был одним из основателей «Веселой карусели», — рассказывал Угаров. – Мы старались каждый раз делать сюжеты в новой технике, придумывать что-то оригинальное». Тема беспорядка, веселого разгрома, озорства, непоседливости возникает и в следующих его «карусельных» сюжетах: «Про чудака лягушонка» («Веселая карусель №4», 1972), «Не про тебя ли этот фильм?» («Веселая карусель №5», 1973), «Бабочка и тигр» («Веселая карусель №10», 1978).

Еще один небольшой цикл, созданный Угаровым вместе с Анатолием Петровым (выступил сценаристом серии), – «На задней парте» (1978-1985). Четыре комических мультфильма про школьников – отличницу Олю Знайкину и двоечника Борю Лейкина, которые сидят за одной партой. События мультфильма происходят параллельно в реальности и в оживших карикатурах, которые рисует Боря Лейкин, где он под именем Бармалейкин гоняется за Зазнайкиной и путешествует в пространстве и времени. Чтобы проучить Лейкина и превратить его из двоечника в отличника, Оля вмешивается в сюжет его рисунков, часто одним дополнительным штрихом превращая победу в поражение.

Персонаж Лейкина считают праобразом героя более раннего мультфильма Угарова — «Проделкин в школе» (1974), снятом совместно с Геннадием Сокольским и Анатолием Петровым. В обоих случаях на экран выведен безответственный и легкомысленный школьник.

 кадр из м/ф «Шкатулка с секретом»

В 1976 году вышла «Шкатулка с секретом» по мотивам сказки Владимира Одоевского «Городок в табакерке» — мультфильм, с которого, как справедливо отмечают исследователи,  в творчестве Угарова можно отчетливо проследить тему волшебного, сказочного и одновременного юмористического. Описывая талант Угарова, Лариса Малюкова в своей книге «Сверхкино. Современная российская анимация» сравнивает героя мини-оперы «Шкатулка с секретом» с самим режиссером: «К своим фильмам Угаров сам относился, как маленький герой этой сказки – открывал для себя новое нереальное пространство и нырял туда с одержимостью ребенка». 

кадр из м/ф «Халиф-аист»

Продолжив заниматься экранизациями, Угаров снял мультфильм «Халиф-аист» (1981) по мотивам одноименной сказки немецкого писателя Вильгельма Гауфа – загадочной истории о богатом халифе, который получил от злого колдуна волшебный порошок, превращающий в любое животное. Став аистом, халиф рассмеялся, тем самым нарушив главное правило превращения. С помощью саламандры, оказавшейся феей, ему удалось разыскать колдуна и вспомнить волшебное слово, которое вернуло ему человеческий облик. В этом фильме Угаров смог создать завораживающий мир, наполненный поэтичными, живописными и одновременно пугающими образами. «Когда я рисовал «Халифа-аиста», мне все говорили, что так рисовать нельзя, это неправильная техника, плохой стиль, — рассказывал режиссер. — И от этого давления появлялось большое желание раскрыться, показать себя».

В 1983 году Угаров выпустил «Наваждение Родамуса Кверка» (1983) – философскую и мистическую историю о том, что уважение не обрести обманным путем. В 1989 году режиссер продемонстрировал новое творение – мультфильм «Сапожник и русалка» по мотивам рассказа Алексея Толстого «Терентий Генералов» о сапожнике, который влюбился в изображённую на картине русалку, и из-за своей одержимости подвел всех жителей городка.

Поэтическая сторона мультипликации

Непосредственность, вера в волшебство, спонтанность и даже иррациональность, но при этом удивительная организованность, которые коллеги и исследователи анимации отмечают в характере Угарова, сполна выразились во всех его работах.

кадр из м/ф «Волшебная кисточка»

«Я очень хочу уяснить для себя, что значит поэтическая сторона в мультипликации? Это искусство ведь очень рационально: всё продумывается заранее, рассчитывается до кадрика. Где же тайна? Где творчество? Где могут возникнуть те иррациональные вещи, которые присущи поэзии? – рассуждал режиссер. — Может быть, в материальных, зрительных метаморфозах и заключается какая-то непонятная поэзия мультипликации. Когда в кадре ощутимо, до реальности ощутимо меняется всё изображение».

В 1990-х Угаров ушел со студии «Союзмультфильм», где проработал долгие годы. Последней работой стал мультфильм «В поисках Олуэн» (1990) по мотивам кельтского фольклора. В последующие годы на студии «Кристмас филмс» при участии международного проекта «Сказки мира» (Великобритания) он снял несколько экранизаций волшебных сказок и легенд: «Иона» (1996, цикл «Библия в анимации») – экранизация Ветхозаветной истории, «Волшебная кисточка» (1997) – на основе китайской народной сказки, «Волшебная флейта» (1997) – по мотивам оперы Моцарта, «Мальчик пастух Тумур» (2001) – по мотивам монгольской сказки.

Очевидно, что сказочное, волшебное, поэтическое имело для режиссера особое значение.  При этом он обращался не к самым известным и очевидным произведениям, изучал разные пласты мировой культуры. А добавляя в свои фильмы сюрреалистические мотивы, авангардную графику, выразительную музыку, добивался обновления в подаче даже самой классической сюжетной линии.

В 1998 году зрители увидели «Кентерберийские рассказы»  — еще один международный проект, в котором Угаров принял участие. Он снял одну из новелл второй части – «Рассказ купца». Мультфильм был отмечен номинацией на премию «Оскар», завоевал премии Бафта и Эмми, получил призы на различных международных фестивалях в Америке и Испании.

 кадр из м/ф «Бабка Ежка и другие»

В 2004 году на большие экраны вышел полнометражный мультфильм «Щелкунчик», где Угаров выступил одним из режиссеров (режиссер-постановщик фильма – Татьяна Ильина). Последний проект, который Угарову удалось реализовать, – полнометражный анимационный фильм «Бабка Ежка и другие» (2003-2006), задуманный изначально в формате сериала. Смешная история о маленькой девочке, которую воспитывает нечистая сила – Баба-Яга, Леший, Кощей Бессмертный, Водяной и Кикимора, в итоге снималась и демонстрировалась частями на фестивалях. В 2006 году съемки были завершены и полнометражный фильм показали на Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале.

В 2007 году режиссера не стало.

«Анимационное кино – это сверхкино! Вы постоянно находитесь внутри магического процесса, — говорил режиссер. —  Для кого мы делаем мультфильмы? Для детей. Они – маленькие люди, они – наполовину ангелы. Они знают то, чего мы не видим. Они ведь рисуют совершенно свои образы, которые нельзя в прямом смысле назвать «шкафом» там, или «утюгом». У них свое видение мира. Для них нужен особый киноязык».

Фильмы Валерия Угарова отличают пронзительная лирика, мелодизм, выразительный рисунок, пластичность, благодаря чему они интересны не только детям, но и его коллегам, и взрослой аудитории зрителей.

Мультфильмы Валерия Угарова доступны  к просмотру на Платформе авторской анимации по адресу https://multanima.ru/ в рубриках «Персоны» и «Студии».

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *