Мастера анимации. Наталья Мирзоян

Путешествие в страну детства, история о маленьком муравье, зарисовки с морского курорта и новый год в компании бабушек – удивительные сюжеты, созданные Натальей Мирзоян. В ее фильмографии авторская анимация естественным образом сочетается с работой на больших коммерческих проектах «Смешарики» и «Приключения Пети и Волка». Изучаем творческую биографию режиссера анимационного кино.

От «Смешариков» к авторским сюжетам

Наталья Мирзоян родилась в Ереване 1 марта 1982 года. С детства она много рисовала и окончила художественную школу, но связать свою судьбу с анимацией решила не сразу. После школы она поступила в Ереванский университет и получила степень бакалавра по социологии. Впрочем, уже на первом курсе Мирзоян поняла, что работать по профессии не будет. В 2002 году она переехала в Санкт-Петербург и поступила в Институт декоративно-прикладного искусства на факультет станковой графики. Параллельно с учебой Наталья устроилась на анимационную студию «Петербург», в которой к тому времени уже год создавали «Смешариков».  У Мирзоян уже был небольшой опыт работы аниматором – год она проработала на Ереванском телевидении, снимала анимационные заставки и клипы. В «Смешарики» она пришла работать фоновщиком, но Денис Чернов, ведущий режиссер сериала, сразу поручил ей аниминировать короткую сценку с персонажами, с которой молодая художница быстро справилась и тут же получила работу.

«Когда эти круглые смешарики вдруг ожили, меня накрыло счастье, и я поняла: я хочу заниматься этим. Через год бросила станковую графику совсем, — рассказывала Наталья в одном из интервью. — Меня всему научил ведущий аниматор Михаил Мещанинов, он придирался к каждой фазочке, был перфекционистом. И я очень хорошо научилась анимировать без всяких курсов. А потом стала режиссером».

На протяжении десяти лет Мирзоян работала над «Смешариками», а затем и их продолжениями – «Смешарики. Пин-код» (2012), «Смешарики. Новые приключения» (2012). Среди других успешных коммерческих проектов сериалы «Фиксики» (2011) и «Приключения Пети и Волка» (2020). Но удивительным образом у нее получилось совместить работу в коммерческой анимации с созданием авторских мультфильмов.

Авторское кино с оглядкой на зрителя

Идея дебютного авторского мультфильма Натальи Мирзоян «Дерево детства» (2009) родилась из ее собственной картины, на которой была изображена большая птица, сидящая в гнезде из детских игрушек. В какой-то момент она решила просто анимировать эту птицу, а после сам собой возник сюжет. В нем было что-то из мультфильмов Норштейна, что-то из фильмов Дэвида Линча, а что-то из картин Босха – все, чем тогда увлекалась Наталья. Впрочем, она признавалась, что первоначальный сюжет был более мрачным и менее понятным. Идея привлекла внимание продюсера Анатолия Прохорова, и он предложил Наталье написать сценарий и подать заявку в  Госкино. С момента идеи до реализации прошло около пяти лет. Местами мрачная и пугающая история о прощании с детством привлекла не только внимание профессионалов, но и обычных зрителей. Кому-то она казалась даже отталкивающей, но мало кого оставила равнодушным. «Дерево детства» сразу получил признание – работа молодого режиссера попала в конкурс Берлинского кинофестиваля и собрала призы на российских анимационных смотрах в Суздале и на «КРОКе».

кадр из м/ф «Дерево детства»

Следующий авторский мультфильм Мирзоян придумала во время поездки в Индию. Глядя на знаменитый дворец Тадж-Махал, она сделала вполне обычное наблюдение: вблизи дворец был таким огромным, величественным, а издалека казался маленьким, неприметным. Из этой мысли родился сюжет про муравья, отдавшего всю жизнь на строительство своего собственного маленького Тадж-Махала, увиденного на красивой открытке. «Была идея сделать трилогию про насекомых – из совсем коротеньких мультфильмов, — рассказывала Наталья. — Но постепенно стало понятно, что эта работа выходит за рамки коротенького анекдота, что можно сделать историю более лиричную и, возможно, более глубокую».

 кадр из м/ф «Чинти»

«Чинти» (2011) выполнен в трудоемкой технике сыпучей анимации – все детали и персонажи сделаны из разных сортов чая. Выбор материала родился из простой ассоциации: что приходит в голову при первой мысли об Индии? Конечно, индийский чай. Режиссер рассказывала, что  работала над созданием около года, причем не на студии, а дома на самодельном анимационном станке. Для того чтобы придать разным сортам чая более глубокие цвета, она использовала подручные предметы – например, полупрозрачные канцелярские папки, а затем корректировала оттенки с помощью фотофильтров в специальных программах.

Как и «Дерево детства», «Чинти» стал фестивальным хитом. Он получил награды на Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале («за лучшее художественное решение»), на Фестивале российского кино «Окно в Европу» («за изобретательное использование чая в создании живописной истории об индийском муравье»), а также специальный приз на Фестивале анимационного кино в Хиросиме.

кадр из сериала «Королевство М»

Услышав на питчинге на Суздальском фестивале идею фильма по книге детской писательницы Анны Игнатовой, Мирзоян решила делать сериал «Королевство М» (2013-2015). «Мне захотелось сделать что-то альтернативное тем сериальным продуктам, которые у нас есть, — рассказывала режиссер. — Я пригласила Марию Якушину художником, и мы решили сделать такой арт-хаус для детей. Кино получилось простое, но не такое, какое привыкли видеть. То есть принято видеть что-то ровненькое, а там было много фактур, рваный контур, местами фотографии, коллажи…». Мирзоян удалось сделать два сезона двухминутных серий, но из-за необычной подачи, сериал прошел незамеченным.

За Мирзоян в мире авторской анимации закрепился образ режиссера, работающего в совершенно разных стилях. «Мне неинтересно решать одну и ту же задачу, — объясняет Наталья. — Она должна каждый раз быть новой. Какой-то другой: сложнее, легче – не важно. Тогда мне интересно».

Через несколько лет она решилась на новый эксперимент – причем, как это бывало и раньше, совершенно спонтанно. Отдыхая на море, Наталья начала рисовать небольшие скетчи. На одном из таких набросков она запечатлела пожилую пару в воде: старушка заботливо поливает мужа из пакетика, потому что плавать они уже не могут. Многие начали говорить, что ее скетчи – готовые идеи для мультфильмов. Услышав от подруги историю о том, как в детстве ей запрещали долго купаться и заставляли ждать хотя бы пять минут, чтобы высохнуть, Наталья сочинила сюжет своего мультфильма. «Меня осенило, что здесь конфликт очень сильный на самом деле: ребенок хочет купаться, а мама нет, и надо делать кино вокруг этого. Потому что просто наброски без конфликта не интересны. Там такая тяга к свободе у этой девочки». При этом на протяжении двух лет работы над фильмом Наталья переделывала сюжет не один раз, и сцена со стариками – единственное, что осталось в финальном варианте от первоначальной задумки.

                                        кадр из м/ф «Пять минут до моря»

«Пять минут до моря» (2018) — удивительная история, понятная без слов, знакомая, наверное, каждому ребенку и живущая в воспоминаниях каждого взрослого. Что происходит, когда тебе запрещают купаться и нужно ждать целых пять минут до встречи с морем? В этом коротком мультфильме время становится эластичным,  как мысли и ощущения девочки. События части фильма происходят в замедленном ритме – именно такие чувства испытывает ребенок, которому пять минут кажутся вечностью. Но чем ближе возможность купаться, тем быстрее движется все вокруг.

Технически мультфильм сделан снова не самым простым образом. «Я делала анимацию частично на кальке, частично рисовала покадрово в компьютере, распечатывала на мелованной бумаге, и потом с обратной стороны раскрашивала маркерами каждый кадрик», — рассказывает режиссер. В мультфильме нет фонов, нет абсолютно статичных кадров, каждый элемент находится в непрерывном движении. «Я стремилась передать эфемерность солнечного беззаботного дня на пляже, поэтому дребезжание анимации меня вполне устроило, — объясняет Мирзоян. — Статичные кадры тоже перерисовывались по несколько раз, чтобы получилась «живая статика».

Таким же образом,  как и «Пять минут до моря», был придуман следующий мультфильм «Привет, бабульник!» (2020). Мирзоян услышала от знакомых историю, как родители отвели свою дочку на новый год к бабушке, а сами отправились на вечеринку. Она быстро придумала сюжет картины: скучающая девочка сидит за праздничным столом в окружении старушек.

 кадр из м/ф «Привет, бабульник!»

Мультфильм «Привет, бабульник!» снимали на студии «Союзмультфильм», художественным руководителем выступил Михаил Алдашин, а редактором – Сергей Капков. Для Натальи было важно создать узнаваемые характеры и ситуации. Что-то она взяла из собственной жизни и наблюдений, что-то спрашивала у знакомых.  В итоге получилась еще одна зарисовка из жизни, тонкое наблюдение за эмоциями, детский взгляд на взрослую действительность. Внимание к деталям, умение точно передать чувства с помощью рисунка, а главное, выбрать для сюжета что-то знакомое каждому – вот, пожалуй, то, что объединяет такие разные мультфильмы Натальи Мирзоян.

Правда, есть в ее фильмографии и несколько смелых коротких работ. Например,  сделанный в коллажной технике смешной минутный ролик «Отдохни!» (2012) про превратившуюся в поп-звезду статую Родины с Мамаева кургана, психоделический фильм «Люк», сделанный совместно с Александром Свирским и Игорем Мельниковым, и взрослый юмористический сюжет «Мадам и Дева» (2015), в котором представлена смелая трактовки истории про Адама, Еву и змея с яблоком.

Режиссер признавалась, что как зритель любит более свободное, необычное, артхаусное кино, но сама все равно делает мультфильмы с оглядкой на зрителя.

Мультфильмы Натальи Мирзоян доступны  к просмотру на Платформе авторской анимации по адресу https://multanima.ru/ в рубриках «Персоны» и «Студии».

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *