Мастера анимации. Михаил Тумеля

Фазовщик, прорисовщик, раскадровщик, аниматор, художник-постановщик, сценарист, педагог и режиссер – как все это может делать один специалист? В отечественной анимации есть такой человек-оркестр – Михаил Тумеля. Рассказываем о творческом пути, методе работы и известных анимационных фильмах, в создании которых принимал участие мастер.

Аниматор со школьной скамьи

Михаил Тумеля родился 18 февраля 1963 года в Минске. Уже в школьные годы он попал в мультипликационный цех студии «Беларусьфильм». Мама привела вечно рисующего сына на студию, где он получил первую работу – заливщиком. «Вообще заливка самая простая и понятная операция, которую можно доверить даже школьнику, все цвета красок подписаны, не обязательно даже подбирать, — объясняет режиссер. — Просто берёшь и заливаешь с обратной стороны целлулоид, пока он не высохнет. Во время курса молодого бойца я и заразился анимацией». Первым учителем будущего мастера анимации был Юрий Бутырин, создатель таких популярных мультфильмов, как «Трям! Здравствуйте!» (1980), «По дороге с облаками» (1984),  «Большой Ух» (1989).

После школы Тумеля поступил в Белорусский политехнический институт на факультет архитектуры, с которой, тем не менее, свою жизнь не связал. «В то время во ВГИКе, куда меня хотели направить, не было такой специальности, как аниматор, только художник-постановщик, а я хотел быть аниматором, — вспоминает Михаил Брониславович. — Но всё, чему меня научили в архитектурном, я смог применить в мультипликации: от расчёта панорам до построения декораций». Окончив институт в 1985 году, Тумеля пришел работать на «Беларусьфильм» фазовщиком и прорисовщиком.

Вместе с режиссером Еленой Марченко он работал над фильмом «Лафертовская маковница» (1986), который был выполнен в редкой в те годы экспериментальной технике песочной анимации. По совету Марченко Тумеля решил получить профессиональное образование режиссера-аниматора и в 1987 году отправился в Москву поступать на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Ему посчастливилось попасть на тот самый «звездный курс» — в мастерскую Эдуарда Назарова и Юрия Норштейна, из которой вышли будущие легенды современной отечественной анимации Александр Петров, Иван Максимов, Михаил Алдашин.

кадр из м/ф «Марафон»

Собственно, именно с Петровым Тумеля сделал первый мультфильм – оригинальную курсовую «Марафон» (1988), посвященную 60-летию Микки Мауса. Мультфильм показали Рою Диснею, племяннику Уолта, который посетил СССР с дружеским визитом, а после демонстрировали в юбилейных программах студии «The Walt Disney Company». Еще одна примечательная курсовая работа Тумели – мультфильм «Черта» (1988). Показанное средствами анимации вечное противостояние толпы и отдельного индивида, Федор Хитрук проницательно назвал «глубокой, философской темой». «Черта» вместе с мультфильмами «Беглец» (реж. В. Бакунович) и «Всегда» (реж. В. Алькович) вошла в альманах «Шаги» (1988).

Художник-аниматор: от экранизации Маркеса до ремейка Чебурашки

Значительную часть фильмографии Михаила Тумели занимают мультфильмы, на которых он работал художником-аниматором. Один из первых фильмов после учебы на ВКСР стал «Очень старый человек с огромными крыльями» (1991) режиссера Олега Белоусова по мотивам одноименного рассказа Габриэля Гарсиа Маркеса.

В 1998-м Тумеля рисует мультфильм «Пастораль» (реж. Игорь Волчек) — грустную и одновременно смешную, реальную и фантастическую историю о простом мужике, который отправился на рыбалку с котом и собакой. 

кадр из м/ф «Моя любовь»

В 2006 году выходит мультфильм Александра Петрова «Моя любовь», к работе над которым он привлек сокурсника Михаила Тумелю. «Когда меня Саша пригласил к сотрудничеству, я не читал произведения Шмелева, и когда взял у него книжку и прочитал, мне показалось что Петров — самоубийца. Он решил рассказать о таком сложном явлении, как подростковая любовь в наше время», — вспоминал Тумеля позднее.

В 2013-м вышел еще один громкий проект, в котором Тумеля вступил художником-постановщиком, а также автором раскадровки — полнометражный кукольный мультфильм «Чебурашка», снятый японским режиссером Макото Накамурой. Это версия японского кукольного сериала о Чебурашке 2010 года, перемонтированная специально для России в полнометражный фильм. В команде с Тумелей оказался еще один сокурсник по ВКСР – Михаил Алдашин, который выступил в качестве сценариста фильма.

кадр из м/ф «Чебурашка»

«Проект «Чебурашка» для меня формально начался в 2006 году, но раньше уже были подходы к персонажу, — рассказывает Тумеля. – Михаил Алдашин задумал эту историю с Чебурашкой еще в далеком 2002 или 2003 году. Тогда студия «Пилот» собиралась делать полнометражный фильм о приключениях Гены и Чебурашки, причем уже был написан сценарий и даже собралась команда, фильм собирались делать в трехмерной анимации. К сожалению, проект в 2003 году закрылся. После долгого перерыва — с 2003 по 2006 год — вдруг на горизонте появились японские продюсеры, которые почему-то были одержимы идеей дать вторую жизнь Чебурашке и его друзьям. Они обратились к Алдашину, а он обратился ко мне, поскольку у меня был опыт съемок кукольной анимации». Фильм не имел грандиозного коммерческого успеха, при этом важность его создания и выхода на экраны нельзя преуменьшать. Важен сам факт интереса к советской анимации, к попытке возродить атмосферу фильмов Романа Качанова, того стиля, который был придуман в 1960-е годы, с логичной поправкой на современность.

Режиссерские работы: эксперименты, народные мотивы, разнообразие техник

Режиссерские работы в фильмографии Михаила Тумели появились в 1990-е годы. При этом он с успехом продолжал сочетать и карьеру режиссера, и аниматора, и педагога, и автора книг, и активного участника различных мероприятий анимационной индустрии.

В 1991 году он выступил режиссером, сценаристом, художником-постановщиком и аниматором короткометражного мультфильма студии «Пилот» «Песнь о Вольфганге Неустрашимом, достославном победителе драконов». В духе пилотовской традиции Тумеля рассказывает сказочную историю о рыцаре, принцессе и драконе на юмористический лад.

В эти же годы Тумеля снимает серии пилотовского цикла «Лифт» («Лифт 3», 1991; «Лифт 4», 1992). В его руках оживают забавные истории об ученом, наблюдающем прибытие НЛО; о кентавре, работающем в цирке; о мамонте, на которого нападает первобытное племя; о скрытой стороне жизни на Луне.

кадр из м/ф «Волшебная свирель»

После коротких скетчей Тумеля погружается в работу над полнометражным кукольным мультфильмом «Волшебная свирель» (1998), основанном на осетинском народном эпосе. Режиссер не сразу согласился участвовать в проекте, но поездка в Осетию, тесное знакомство с местной культурой, переубедили. К технике кукольной анимации добавилась рисованная анимация и перекладка, а также вставки игровых съемок. Работа шла непросто – не всегда хватало финансирования, но Тумеля не оставлял попыток, и в 1998 году фильм все-таки увидел свет. В изложении Михаила Брониславовича серьезные интонации осетинского эпоса перемежаются сатирическими элементами и плавно смещаются к иллюстрации ответа на вечный вопрос: есть ли на свете что-то важнее любви?

кадр из м/ф «Мячик»

Попробовав свои силы в полнометражной анимации, Тумеля возвращается к съемкам коротких мультфильмов. В 2000-м выходит «Мячик», задуманный еще во время учебы на ВКСР. В 2006-м – «Несгибаемый Чен», за который режиссер был удостоен диплома на российском анимационном фестивале «КРОК» с формулировкой «за лаконичность и остроумие». Эти слова, пожалуй, точнее всего описывают творческий стиль Михаила Тумели. Пробуя разные техники, разные стили, разные темы, и занимаясь разными профессиональными направлениями в анимации на протяжении долгих лет, он сохраняет неизменное умение лаконично, но при этом оригинально выразить любую мысль.

На протяжении 8 лет Тумеля в качестве сценариста и режиссера принимает участие в работе над большим циклом историко-познавательных мультфильмов о возникновении гербов белорусских городов, созданном на студии «Беларусьфильм». «Повесть временных лет»  насчитывает 6 серий, выпущенных с 2006 по 2014 года.

кадр из м/ф «Бумажные узоры»

В это же время режиссер начинает собственный условный цикл – обращается к народному творчеству и снимает два фильма «Белорусские поговорки» (2008, 2011). В 2010-м выпускает оригинальную ленту «Бумажные узоры», состоящую из двух частей. Первая – документальная, посвященная искусству вырезания узоров из бумаги, вторая – художественная сказка под музыку группы «Троица».

Кроме работы художником, режиссером и сценаристом картин, Тумеля много времени посвящяет педагогической деятельности. В 1998 году он выпустил книгу-комикс «Все Все, что вы хотели знать о фазовке, но стеснялись спросить…», где максимально подробно и понятно описал и зарисовал процесс фазовки шаг за шагом. Он также был ведущим передачи «Мультиклуб» на белорусском телевидении,  преподавал в Белорусской государственной академии искусств и школе-студии ШАР.

Работы Михаила Тумели доступны  к просмотру на Платформе авторской анимации по адресу https://multanima.ru/ в рубриках «Персоны» и «Студии».

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *