Мастера анимации. Леонид Шмельков

Необычные герои в нестандартных ситуациях, а также очень личные истории, в которых каждый может найти что-то знакомое – таков мир мультфильмов Леонида Шмелькова, выпускника школы-студии «ШАР» и одного из самых заметных современных режиссеров-аниматоров. Изучаем творческий метод автора мультфильмов «Очень одинокий петух», «Мой личный лось» и «Лола живая картошка».

Необычные герои

Леонид Шмельков родился 15 июня 1982 года. До того, как избрать анимацию делом своей жизни, Леонид Шмельков окончил Полиграфический институт, получив профессию художника-иллюстратора. После иллюстрации он решил поступить в школу-студию «ШАР» на режиссера анимационного кино. Шмельков попал в мастерскую Ивана Максимова. Влияние мастера можно заметить в первых студенческих работах молодого режиссера, например, в «Собачьей площадке» (2009). Но Шмельков быстро нашел свой путь и развил уникальный стиль.

Странные герои его мультфильмов по-своему очаровательны. Зрителю интересно наблюдать за их пластикой и необычным поведением. К примеру, герои «Собачьей площадки» — люди и собаки, большое похожие на пришельцев, вороны, по форме напоминающие небольшие носки и пылесос с хоботом и повадками как у слоненка. В «Прыг-скок» (2012) забавные животные, среди которых пингвин, заяц, жираф, коала и еще десяток неподдающихся определению существ по очереди выпрыгивают из своих норок. Сюжет мультфильма «Очень одинокий петух»(2015) построен на абсурдных трансформациях,  которые происходят с мужчиной каждый раз, когда петух дергает за веревку. А в «Грушепаде» (2017) на голову беззащитного существа странным образом начинают падать груши.

кадр из м/ф «Собачья площадка»

Личные истории

В 2013 году к режиссеру пришло признание мирового анимационного сообщества. Его мультфильм «Мой личный лось» получил  специальный приз на 64-м Берлинском кинофестивале.

Это размеренная лиричная история взаимоотношений маленького мальчика с отцом, которого он видит лишь по выходным. Шмельков в одном из интервью говорил, что это фильм «о том, что вот хочешь сделать нечто хорошее, но все время откладываешь, а когда соберешься, оказывается уже поздно…». Режиссер объяснял, что сюжет мультфильма – придуманный, фантазийный, но персонажи, их характеры, привычки и чувства носят личный, автобиографический характер. Проницательная зарисовка о взаимоотношениях в семье – это с одной стороны камерная история, а с другой — портрет нескольких поколений, который вырисовывается из частного случая.

 кадр из м/ф «Мой личный лось»

Многие свои работы Леонид Шмельков нарисовал в одиночку. Он не раз признавался, что привык так работать, и к тому же очень любит процесс анимирования. «Единственный человек, которого я не могу заменить – это композитор», — говорит режиссер. При этом некоторые звуки или реплики персонажей он все равно записывает самостоятельно.

Работая над мультфильмом «Мой личный лось», Шмельков сначала написал сценарную часть, параллельно рисовал фоны, используя пастель и темную бумагу, а затем создавал на компьютере движение персонажей.

кадр из м/ф «Лола живая картошка»

В 2018 году вышла еще одна важная в фильмографии Шмелькова работа. «Лола живая картошка» — так же, как и «Мой личный лось», история взросления и сложных взаимоотношений в семье, разворачивающаяся на фоне серьезных драматических событий. Маленькая Лола живет в старом деревенском доме вместе с мамой и младшим братом. Лола – довольно замкнутый ребенок, ей нравится играть в одиночестве, а внимание мамы и сестры ей заменяет другой постоянный компаньон – ее дедушка. Однако выясняется, что он лишь призрак, являющий девочке в воображении. Мультфильм «Лола живая картошка» также завоевал множество наград на престижных кинофестивалях – от Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале до Международного фестиваля анимационных фильмов в Аннеси.

Шмельков уверен, что в работе над любой историей важно опираться на ощущения. Выбирая тему, нужно ориентироваться не на сюжет, не на четкую последовательность действий, а на эмоции, интонацию, настроение. И если импульсом к созданию мультфильма послужило какое-то небольшое, но особенное воспоминание, важно пронести его через всю работу, возвращаться к нему мыслями снова и снова – только тогда получится передать эту эмоцию зрителю и помочь ему сформировать собственное ощущение от просмотра. 

Другие работы

Помимо активной работы в анимации, Шмельков все время продолжал заниматься иллюстрацией. «У меня всегда это делается параллельно, но анимация, пожалуй, главнее. Внутри меня нет никакой битвы между иллюстратором и аниматором», — объясняет режиссер. В списке его работ иллюстрации к пяти книгам французского писателя Бернара Фрио, которые объединены в цикл «Нетерпеливые истории». «Его интересно иллюстрировать, он играет смыслами, чем в свое время занимался Даниил Хармс, — размышляет Шмельков. — Бернар Фрио много лет работал учителем в обычной школе, ребята сами рассказывали ему истории, а потом все вместе искали ответы на поставленные вопросы».

В качестве аниматора Леонид Шмельков работал над мультфильмом «Штормовое предупреждение» (2010, реж. Александра Шадрина), в сериалах «Везуха!» (2010), «Летающие звери» (2016) и «Ми-ми-мишки» (2016) принимал участие как режиссер нескольких серий, а также снял несколько рекламных и обучающих роликов.

В 2020 году Шмельков выпустил мультфильм для взрослых «Комната с видом море», а сейчас ведет работу над полнометражным фильмом «Огурцы».

Анимационные работы Леонида Шмелькова доступны  к просмотру на Платформе авторской анимации по адресу https://multanima.ru/ в рубриках «Персоны» и «Студии».

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *