Мастера анимации. Константин Бронзит

Обладатель множества престижных анимационных наград российских фестивалей, двухкратный номинант на премию «Оскар», режиссер популярных полнометражных мультфильмов и сериалов, Константин Бронзит – поразительный пример художника, который в равной степени успешен и в авторском, и в коммерческом кино. Разбираем творческий стиль автора «Уборной истории – любовной истории», «Алеши Поповича и Тугарина Змея» и  «Мы не можем жить без космоса».

Любовь к анимации

Константин Бронзит родился 12 апреля 1965 года в Ленинграде (сейчас – Санкт-Петербург). В 1983 году окончил среднюю художественную школу им. Иогансона при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Любовь к анимации возникла уже в школьные годы. Бронзит не раз делился воспоминанием, как в пятом классе пошел смотреть трофейные мультфильмы в кинотеатр Госфильмофонда. Это был сборник довоенной анимации – «Микки Маус», «Том и Джерри». «Тут-то все и началось, — вспоминает режиссер. — Я увидел магию рисованного кино — зал покатывался со смеху, и я тоже. Но при этом я успевал оценивать все это со стороны, понимая, что за движущимися картинками на экране стоят люди, которые все это придумали и нарисовали. А все мы, сидящие в зале, с удовольствием попали под их влияние. Все началось с простой зависти этим неведомым мне авторам. Я понял, что хочу делать так же! Чтобы зал, в котором сидят сотни людей, смеялся бы над тем, что я придумал. С тех пор в кинозале меня можно было увидеть чаще, чем на уроках». Примерно в то же время он начал рисовать свои первые мультфильмы – по крайней мере, пытаться сделать нечто похожее на картины, которые его вдохновляли и восхищали.

«Эпоха сюрреализма»

После школы Константин Бронзит устроился художником-мультипликатором в цех мультипликации студии «Леннаучфильм», где снял свой первый мультфильм совместно с Ринатом Газизовым — «Карусель» (сборник «Очень маленькие трагедии», 1988). Уже в этой ранней работе было заметно умение Бронзита создавать простое, но очень выразительно движение. Как размышлял режиссер позднее, именно движение всегда было для него главным. Дело не в персонаже, а в умении «разыграть ситуацию», иными словами, создать выразительный анимационный гэг.

кадр из м/ф «Пережевывай»

Основываясь на этом принципе, Бронзит делал последующие работы – остроумную ленту для взрослых «Тук-тук» (1993) и первый фильм, попавший на анимационные фестивали «Пережевывай» (1993), сделанный в стенах студии «Пилот». «Пережевывай» — захватывающая история о коте, который гоняется за механической мышкой. Кота съедает огромная собака, но он вырывается из ее пасти, собака сдувается как шарик, и в нее набиваются десятки котов, пожирающих друг друга (из-за мыши!). Это безумие выглядит вовсе не страшно, а по-настоящему смешно. После этого фильма Бронзит понял, что может делать смешное кино. Вообще, категория «смешного» занимает главенствующую роль в его раннем творчестве, названном исследователями «эпохой бронзитовского сюрреализма». При этом режиссер признается, что придумать смешное, оригинальное для него не так просто: «У кого-то смешное рождается само собой, а я тугодум. Мне нужно буквально сидеть, вернее, лежать, так как свободное время для этого есть только ночью, и все придумывать из головы. И процесс этот довольно мучителен и вовсе не весел. Но, как правильно мне однажды сказал киновед и продюсер Толя Прохоров, осеняет тех, кто думает. Иногда, конечно, что-то смешное появляется при совместном обсуждении проекта с друзьями и коллегами. Они обязательно что-то подскажут, «довинтят», но все равно это происходит, когда общая смешная канва уже придумана».

За «Пережевывай» последовала короткая и столь же остроумная зарисовка «Пустышка» (1994), а за ней – «Выключатель» (в оригинале «Switchcraft» (1994)).

кадр из м/ф «Switchcraft»

В самом названии мультфильма «Switchcraft» заложена фонетическая многозначность. С одной стороны «switch» — это переключение, поворот. С другой, «witch» и «craft» — переводятся, соответственно, «ведьма» и «ремесло».  Получается, что название можно перевести как «умение переключать» или попросту «колдовство». Бронзит в этом мультфильме использует основной принцип сюрреализма – балансирует на грани сна и реальности. В его истории человек ловит невидимую мышку. Когда он выключает свет в комнате, мышь начинает скрестись, но как только свет включается – мышь исчезает. Человек одержим идеей поймать мышь, он бродит по дому в ее поисках, и вдруг исчезает сам, попав в полосу яркого света. В этом время маленькая норка мышки превращается в большую дыру, из которой видно звездное небо. Человек на мгновение останавливается и любуется открывшей ему красотой, а затем снова переключается на погоню. «Работая над «Свичкрафтом», я интуитивно понял, как заставить зрителя включиться в игру без лишних ухищрений, — рассказывает Бронзит. – Позднее, в фильме «На краю земли», это интуитивное понимание стало уже вполне осознанным».

Еще одна любопытная картина этого периода – пародия на голливудский фильм «Крепкий орешек». Александр Боярский, продюсер студии «Мельница» (тогда еще только образованной) предложил Бронзиту сделать что-то несложное с возможностью развить это в сериал. Так придумался проект, основанный на коротких, нарисованных в стиле детского рисунка, фильмах-пародиях на все знаменитые блокбастеры. Первым и, к сожалению, последним фильмом стал «Die Hard» («Крепкий орешек»). 

Баланс между коммерческим и авторским кино

Развивая свое умение в создании комических гэгов, придумывая вереницы сменяющих друг друга абсурдных ситуаций, Бронзит создает мультфильм «На краю земли» (1998). Работа над ним велась на французской студии «Фолимаж». «На краю земли» — история о возможностях в невозможных обстоятельствах. Герои мультфильма живут в доме, который причудливым образом стоит на острой вершине горы. Чтобы конструкция не свалилась, им приходится соблюдать баланс. В этой оригинальной комедии положений выигрывает дом – из всех возможных неудобных мест на земле он находит еще более неудобное, а его обитателям приходится снова приспосабливаться к новым реалиям.

кадр из м/ф «На краю земли»

Мультфильм «На краю земли» благодаря активному продвижению от имени французской студии по фестивалям, собрал внушительный список наград, среди которых приз за самый смешной мультфильм на фестивале в Аннеси, награды на международных фестивалях в Гамбурге, Потсдаме, Аспене, Кракове, Дрездене и многих российских фестивалях.

После «На краю земли» Бронзит в качестве художественного руководителя участвует в процессе создания полнометражного мультфильма студии «Мельница» «Карлик Нос» (2003). А уже в следующем году выпускает сразу две картины, причем в разных весовых категориях.

Первая – «Кот и лиса» в рамках большого цикла мультфильмов для детей «Гора самоцветов» студии «Пилот». А вторая – начало популярной франшизы студии «Мельница» «Три богатыря» — «Алеша Попович и Тугарин Змей». Как это часто бывает, продолжения истории придумались уже после успеха первого фильма. Бронзит вспоминает, что фильм делался во многом на интуитивном уровне, фактически, без подготовительного периода, без детальной разработки. Уже после придирчивые зрители обвинили авторов в излишней схожести со «Шрэком» и даже «Властелином колец». Ни того, ни другого в качестве референсов команда «Алеши Поповича» не использовала. «Лично я об этом задумался, когда появилось первое свободное время полазить по сети и увидеть, как на разных форумах посыпались обвинения в схожести и т.д. А тут думать уже поздно!  — рассказывает режиссер. — Видимо, помимо упомянутого опыта мировой анимации в подкорке есть что-то еще — слишком много в голове расхожих штампов. И это сказывается особенно в спешке. Чтобы это вовремя увидеть, нужна пауза, нужно «отклониться назад», как это делают живописцы, чтобы увидеть свое полотно на расстоянии, прокатить придуманное на коллегах, чьему мнению привык доверять. Во время работы эти проблемы только так и «лечатся»».

Мультфильм с успехом шел в кинотеатрах, по его мотивам была выпущена компьютерная игра. В копилке у создателей множество наград – призы российских фестивалей «Орленок», «Золотая рыбка», а также международных анимационных фестивалей в Бразилии и Аргентине.

кадр из м/ф «Уборная история – любовная история»

Попробовав себя в коммерческой анимации, Бронзит возвращается к авторскому кино, в 2006 году выпустив забавный и трогательный мультфильм  «Уборная история – любовная история».

«Однажды мой друг Дима Высоцкий (прим. — Дмитрий Высоцкий, режиссер популярного сериала «Три кота», а также голос Коня Юлия, персонажа франшизы «Три богатыря») подарил мне идею моего фильма «Уборная история — любовная история». Идея мне запала, и, промучившись с нею некоторое время, я «родил» сценарий. И в самой работе над фильмом происходит примерно то же самое, только ты сам как автор в состоянии ощутить «вибрацию» или «дыхание» фильма, где и чего ему не хватает». 

«Уборная история – любовная история» отличается ото всех работ Бронзита по визуальной стилистике. Черно-белый схематичный рисунок с яркими цветовыми акцентами (красные цветы). Необычна и локация – действия разворачивается в городском туалете. Парадокс жизни, в которой возвышенное соседствует с низменным, обыгран уже в названии. Режиссер обращает внимание зрителя на возможность увидеть краски и испытать сильные чувства в сером потоке обыденной жизни.

С 2006 года Бронзит задействован в качестве консультанта, а также сценариста и режиссера некоторых эпизодов популярного детского сериала «Лунтик». В 2009-м выпускает «Правдивую историю о трех поросятах» в рамках проекта «Современные сказки мира». В 2013-м снимает эпизод для полнометражного фильма «Иван Царевич и Серый Волк 2».

 кадр из м/ф «Мы не можем жить без космоса»

В 2014 году выходит знаковый для Бронзита мультфильм. «Мы не можем жить без космоса»  — второй авторский фильм после «Уборной истории – любовной истории», где он отказывается от любимого удачного приема – юмора, построенного вокруг гэгов. «Мы не можем жить без космоса» — мультфильм о двух друзьях, больше всего на свете мечтавших полететь в космос. Но великая мечта оборачивается человеческой трагедией. После неудачного запуска ракеты космонавт, оставшийся в резерве и потерявший друга, впадает в глубокое отчаяние. В конце мультфильма ему фантастическим образом удается воссоединиться с другом, впрочем, финал для каждого может трактоваться по-разному.

«Этот фильм появился странным, весьма необычным способом — во сне, — рассказывает режиссер об идее. — История родилась буквально из одного образа, который приснился мне как-то под утро. Такой же странной и неоднозначной оказалась работа над фильмом: несмотря на легкость рождения самой истории, процесс производства затянулся на долгих четыре с половиной года».

Центральной темой фильма Бронзит называет вовсе не дружбу, а одиночество. По его мысли космос – это чернота, пустота, холод. Одиночество – тяжелое и, одновременно, естественное состояние для каждого из нас. Тему одиночества Бронзит поднимал и в комичной истории о влюбленной уборщице («Уборная история…») и в еще одном космическом мультфильме «Он не может жить без космоса». «В конечном счете все мы порой ощущаем себя одинокими даже несмотря на близость родных и друзей», — считает режиссер.

 Нестандартной оказалась фестивальная судьба мультфильма: его очень неохотно брали в конкурсные программы. Но спустя два года помимо номинации на «Оскар» (второй, после «Уборной истории…»), в копилке фильма оказалось 65 различных наград и признание мирового анимационного сообщества.

кадр из м/ф «Три богатыря и наследница престола»

 Между съемками авторских мультфильмов, режиссер снова подключается к полнометражному кино и сериалам. В 2018 году выходит «Три богатыря и наследница престола» — девятый фильм франшизы «Три богатыря». В этом же году в качестве режиссера некоторых эпизодов поучаствует в производстве сериала «Царевны».

Бронзита часто спрашивают, как ему удается совмещать работу в коммерческом и авторском кино. Удивительным образом, у него получается и создавать картины, предназначенные для широкого кинотеатрального проката, и реализовывать свои задумки в авторском кино. «В обоих случаях я работаю честно и искренно, — говорит режиссер. — Работая над коммерческим фильмом, я не могу не думать про зрителя. А в авторском кино ты слишком глубоко погружаешься в свои личные ощущения и про зрителя уже просто забываешь. Этим и отличается авторское кино от коммерческого».

Многие ошибочно полагают, что последний на текущий момент мультфильм режиссера «Он не может жить без космоса» (2019) – это продолжение истории 2014 года. «Я готов, что их будут связывать, — сам подставился с этим названием, — рассказывает Бронзит. —  Но в том и была задумка, что зрители могут прийти с мыслями «да-да, вторая часть, продолжение» — и вдруг увидят совершенно самостоятельную историю, никак не связанную с предыдущей. Ее можно смотреть, совсем ничего не зная о других моих работах».

 кадр из м/ф «Он не может жить без космоса»

Как и предыдущие авторские мультфильмы «Он не можем жить без космоса» снова обращается к теме одиночества. Однако здесь оно показано на фоне другой важной темы – взаимоотношений между матерью и ребенком. В глазах ребенка и вокруг него – отдельный мир, который непонятен взрослому. Мальчик готов всю жизнь метафорично прятать в скафандре свои мысли, пока не приходит время открыть свое сердце – безмолвно, одним лишь взглядом показать чувства.

Творчество Константина Бронзита – удивительный пример гармоничного разнообразия жанров, техник, сюжетов. Пример баланса между авторским кино и коммерцией, между абсурдным и трагичным, между простым и сложным. Не менее удивителен и другой факт: все его мультфильмы понятны без каких-либо детальных объяснений и трогают любого зрителя, вне зависимости от его возраста и даже от степени любви к анимации.

Мультфильмы Константина Бронзита доступны  к просмотру на Платформе авторской анимации по адресу https://multanima.ru/ в рубриках «Персоны» и «Студии».

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *