Мастера анимации. Эдуард Назаров

«Ну, ты заходи, если что» или «сейчас спою» — фразы, которые знает наизусть несколько поколений зрителей, любящих отечественную анимацию.  Среди профессионалов имя Эдуарда Назарова – образец режиссера, сценариста, художника, общественного деятеля, педагога, основателя школы и студии, ставшей кузницей молодых аниматоров. В его фильмографии не так много работ, но каждая заслуживает внимания и отдельного разговора. Вспоминаем творческий путь мастера анимационного кино.

Путь в профессию или как стать аниматором за три дня

Как и многие аниматоры, Эдуард Назаров увлекся рисованием в раннем детстве. В девятом классе он познакомился с Юрием Норштейном, будущие режиссеры анимационного кино вместе учились в художественной школе.

Повзрослев, Назаров решил поступать в архитектурный институт, и даже выдержал почти все экзамены, кроме физики. Тогда случайным образом ему попалось на глаза объявление в газете о наборе на курсы мультипликаторов. Он опоздал с подачей документов на подготовительные курсы, но в комиссии его рисунки посмотрели и сразу позвали на курсы художников-прорисовщиков при студии «Союзмультфильм», где с 1959 года он стал работать, потратив, по собственным словам, «дня два или три» на учебу. «Это профессия важная, но незаметная. Она заключается в том, чтобы доводить рисунок персонажа до идеала – ведь все аниматоры рисуют по-разному, а на экране герой должны выглядеть одинаково», — объяснял Назаров годы спустя в интервью историку кино и анимации, шеф-редактору студии «Союзмультфильм» Сергею Капкову.

Талантливого юношу взял в группу Борис Степанцев. Первым мультфильмом, над которым работал Назаров, стал «Мурзилка на спутнике» (реж. Евгений Райковский и Борис Степанцев, 1960), за ним последовали «Железные друзья» (реж. Борис Дежкин, 1960) и «Человечка нарисовал я» (реж. Валентина и Зинаида Брумберг, 1960)

Вскоре Назарова призвали в армию, и три с половиной года он был оторван от мира анимации, но вернувшись со службы в ГДР, продолжил работать прорисовщиком. Уже в 1964-м, в 23 года он дебютировал в качестве ассистента Михаила Цехановского на его картине «Почта» — ремейке знаменитого мультфильма 1929 года. Параллельно Назаров поступил в Строгановское художественно-промышленное училище, а 1965 году стал ассистентом художника-постановщика Сергея Алимова, который работал у Федора Хитрука над «Каникулами Бонифация» (1965). Творческий тандем оказался удачным, и Назаров проработал в команде Хитрука почти на всех мультфильмах, в числе которых «Человек в рамке» (1966), «Фильм, фильм, фильм» (1968), а также три серии «Винни-Пуха» (1969-1972), «Остров» (1973), «Дарю тебе звезду» (1974), «Икар и мудрецы» (1976). Последние 4 работы из этого списка Назаров делал уже в роли художника-постановщика. Одновременно с этим Назаров успевал работать и над фильмами других режиссеров – у Бориса Дежкина делал «Шайбу! Шайбу!» (1964), у Льва Атаманова – «Пастушку и трубочиста» (1965), у Александры Снежко-Блоцкой – «Рики-Тикки-Тави» (1965) – мультфильмы, не нуждающиеся в особом представлении.

Первые шаги в режиссуре

В 1973 году Эдуард Назаров дебютировал в роли режиссера мультфильма «Равновесие страха». Лента носит антимилитаристский посыл: на экране разворачивается история двух соседей, которые, опасаясь за свою безопасность, начинают гонку вооружений, превратившую их во врагов и, в конце концов, разрушившую весь мир. Для советской анимации тема кажется необычной, но на самом деле многие режиссеры в 1970-е годы живо откликались на мировые события или обращались к прошлому, пытаясь извлечь из него уроки. К примеру, в 1970 году Лев Атаманов снял картину «Это в наших силах» — также политический фильм-плакат по рисункам датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидступа, в прямых и одновременно метафоричных формах иллюстрирующий ужасы войны.

Второй режиссерской работой Назарова стал эпизод в альманахе «Веселая карусель» под номером 7 – «Бегемотик» (1975). Добрая история по сказке поэтессы и писательницы Эммы Мошковой об одиноком бегемотике, который никак не мог найти друзей.

Еще один эпизод «Веселой карусели» (№9) авторства Назарова вышел через пару лет. «Принцесса и людоед» (1977) по стихотворению советского писателя и поэта Генриха Сапгира забавно иллюстрирует противоположные состояния разных вещей: «погода была прекрасная, принцесса была ужасная». Композитором и исполнителем песни выступил Александр Градский. Мультфильм долгое время не показывали по телевидению из-за участия в создании Градского. «У меня была печальная история с Александром Градским, музыка и голос которого звучат в моем фильме «Принцесса и людоед», — рассказывал Назаров. — Сотрудничать нам разрешили с большим трудом, а потом – еще хуже: фильм не показывали по телевидению лет восемь».

Жили-были мультфильмы: самые известные работы режиссера

В 1979 году Назаров выпускает «Охоту» —  метафоричный мультфильм о защите животных. Простая мораль облечена здесь в фантазии мальчика, зашедшего в магазин игрушек, но мысленно оказавшегося в африканской саванне. Ребенок становится свидетелем жестокой сцены: охотник с ружьем наизготовку собирается убить льва. Мальчик успевает опередить охотника, хотя стреляет всего лишь из игрушечной винтовки. В мультфильме частично использована музыка Баха (сцены в саванне), частично мелодия написала Александром Градским (сцены в городе). Работа завоевала несколько крупных наград: главный приз Всесоюзного фестиваля в Киеве (1979), а также призы на фестивалях в Испании и Португалии.

Появление следующего фильма стало знаменательным событием в творческой биографии режиссера. Хотя, как это обычно случается, такого успеха предвидеть никто не мог. Сценарий «Жил-был пес» (1982) Назаров написал сам.

«Не хотелось мне снимать кино про пионеров, про дружбу народов, про космос, не желал я и империалистов крушить. Взялся за простую украинскую сказку, «телеграфную» (прим. в основу мультфильма положена украинская народная сказка «Серко») – всего пятнадцать строк – о том, как встретились в лесу старый волк и старый пес, —  рассказывает Назаров. — В голове застряла единственная фраза – «сейчас спою». Стал размышлять: они же всю жизнь были врагами, а как это показать? Они должны долго разговаривать? Нет. Сидеть рядом и думать, а над головами у них будут шарики летать с картинками? Тоже нет. В конце концов, все свелось к маленькому диалогу в лесу: «А помнишь, как ты меня гонял?» И оказалось, что больше ничего и не надо!»

Простой замысел потребовал, тем менее, непростой подготовки. Назаров, как художник-постановщик своего фильма,  отправился на Украину, где изучал местный колорит, рисовал хаты, национальные костюмы, делал эскизы телег, печей, ковров – словом, полностью погрузился в атмосферу мест. В киевском музее этнографии нашелся и музыкальный материал – там Эдуард Васильевич услышал записи нескольких народных песен, прозвучавших в мультфильме.

Несмотря на то, что для многих «Жил-был пес» до сих пор остается комедией, Назаров эту историю представлял как обычную, жизненную, а отнюдь не карикатуру или фарс. Да, в ней есть, безусловно, элементы смешного, но, как и в жизни, они идут рука об руку с печальными или лиричными. Объясняя, как должны озвучивать своих героев актеры Георгий Бурков и Армен Джигарханян, Назаров требовал именно естественности, а не излишней игры или даже кривляния. По мысли режиссера голоса актеров «не должны были выдавливать из зрителя смех».

«Жил-был пес» завоевал первое место на XVI Всесоюзном кинофестивале, призы на фестивалях в Дании и Франции. С годами любовь к мультфильму не ослабевала. В 2012 году профессионалы анимационной индустрии к 100-летию российской анимации составили список 100 лучших мультфильмов, снятых в России за все время существования анимационного искусства. Первое место занял «Жил-был пес».

За этим последовала еще одна знаковая картина – «Путешествие муравья» (1983). Для этого мультфильма Назаров снова написал сценарий по мотивам сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил», как художник-постановщик продумал образы героев и визуальное решение,  а еще самостоятельно озвучил все роли.

Надо заметить, что в фильме Назаров сохранил лишь очередность событий из рассказа Бианки, но поэтические интонации литературного оригинала уступили место более прозаичным. Впрочем, и первоначальная идея родилась из простого наблюдения за насекомыми. А в качестве источников вдохновения режиссер называл творчество художников-примитивистов, в частности Анри Руссо. 

«Путешествие муравья» стал еще одним народным мультфильмом, неоднократно переиздавался на сборниках популярной советской анимации в эпоху перехода на цифровые носители, а сейчас доступен к просмотру на канале «Союзмультфильм».

После двух успешных картин Назаров выпустил еще два мультфильма, которые фактически называют последними авторскими в его карьере. После них режиссер не снимал более 20 лет.

Короткометражный фильм «Про Сидорова Вову» (1985) сложился из воспоминаний о годах военной службы в Германской демократической республике, а сценарной основой послужило стихотворение Эдуарда Успенского. «Я хотел туда вложить свой патриотический опыт снизу с ненавистью к армии. Но на каком-то западном фестивале кричали, что это милитаристский фильм. Его и здесь-то не понимают, особенно женщины. Понимают рядовые солдаты», — делился Назаров воспоминаниями в интервью программному директору Большого фестиваля мультфильмов Дине Годер в 2006 году.

Наконец, «Мартынко» (1987) – история находчивого солдата, которому посчастливилось найти волшебные карты, а затем и волшебные яблоки и с их помощью разбогатеть, добиться положения в обществе стать красавцем и удачно жениться. Назаров снова выступил и в роли сценариста и актера озвучания (его голосом говорит царь). Мультфильм ждала печальная участь – долгие годы он был под запретом и нигде не показывался. Цензоров смутило имя царевны, совпадающее с именем первой леди СССР (Раиска). Первый показ состоялся только в 1992 году.

Педагог, телеведущий, основатель студии «ШАР»

Портрет Эдуарда Назарова будет неполным без хотя бы краткого перечисления его успехов вне режиссерской деятельности.

Он озвучивал эпизодические роли во многих известных мультфильмах: Шпионские страсти», «Ограбление по…», «Приключения капитана Врунгеля», «Наваждения Родамуса Кверка», «Как казаки мушкетерам помогали», фильмы Хитрука, а также свои фильмы и работы своих студентов, причем во многих случаях его имя даже не фигурирует в титрах. Назаров также много лет занимался оформлением книг и журналов «Квант», «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Химия и жизнь», «Знание — сила», «Миша» и других.

С 1979 по 2000 год преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров. А в 1993-м вместе с Андреем Хржановским, Фёдором Хитруком, Юрием Норштейном стал одним из основателей щколы-студии «ШАР» — одной из главных студий авторской анимации сейчас.

Кроме этого, Назаров активно участвовал в просветительской деятельности – старался познакомить как можно больше людей с историей анимации. Был соавтором и ведущим телепрограммы «Анимация от А до Я» (1996-1988), «Мир анимации или анимации мира» (1999-2001), снимался в  документальных сериалах студии «Союзмультфильм» — «Сказки и были» (серия «Весёлые сказки о грустном», 2003), «Фабрика чудес» (серия «Художник-постановщик», 2006), «Невесомая жизнь» (2006), документальном фильме «Русская магия» (2004). Его уникальный дар рассказчика можно оценить с первых же минут, и до сих пор эти передачи остаются полезны для многих поколений художников и обычных зрителей, интересующихся анимационным искусством – историей, биографиями великих аниматоров, технологиями.

С 1991 года  вместе с Давидом Черкасским являлся президентом Международного фестиваля мультипликационных фильмов «КРОК», а в период с 1987 по 1999 — вице президентом Международной ассоциации анимационного кино.

В 2004 году Назаров занял должность председателя художественного совета студии «Пилот», а после смерти Александра Татарского, в августе 2007 года исполнял обязанности директора, и участвовал в создании цикла «Гора самоцветов» в качестве художественного руководителя, сценариста и актёра. Тогда же Назаров выступил сорежиссером несколько фильмов, впервые с 1987 года: «Гора самоцветов. Козья хатка» (2009), «Гора самоцветов. Колобок» (2012), «Гора самоцветов. Представьте себе» (2013).

«Он снял всего семь фильмов, из них два – короткометражных, один – почти неизвестный, два – уморительно смешных и еще два – гениальных», — очень емко и точно описал его фильмографию Сергей Капков. Тем не менее, все эти работы самобытны каждая по-своему, и до сих пор смотрятся с большим интересом, любимы и почитаемы зрителями нескольких поколений.

А его достижения в сфере общественной деятельности остаются примерами творческой реализации для многих режиссеров, художников, продюсеров в современной анимационной индустрии.

Фильмы, в которых Эдуард Назаров выступал в роли художественного руководителя, сценариста и актера озвучания доступны  доступны к просмотру на Платформе авторской анимации по адресу https://multanima.ru/ в рубриках «Персоны» и «Студии».

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *