Мастера анимации. Гарри Бардин

В его руках оживают веревки, спички и проволока. Бабки-Ежки образуют целый песенный ансамбль,  а Водяной  превращается в одинокого мечтателя. Любовь может вспыхнуть даже между машинами, а добрую няню удается собрать из предметов, завалявшихся на чердаке. Мультфильмы Гарри Бардина – это сплав самых разнообразных сюжетов и необычных героев. Рассказываем о творческом методе автора «Летучего корабля», «Чучи» и «Гадкого утенка».

Из актера в аниматоры

Гарри Яковлевич Бардин родился 11 сентября 1941 года в городе Чкалов (сейчас – Оренбург) в семье военного. Семья часто переезжала до 1960 года, пока, наконец, не обосновалась в Москве. Бардин, увлекшись театром, в 1968 году окончил Школу-студию им. И.А. Немировича-Данченко при  МХАТе им. Горького. После учебы он работал актером в драматическом театре им. Гоголя, писал рассказы для радиопередачи «С добрым утром», а также снимался в кино. Среди его работ – роли в популярных фильмах Владимира Меньшова «Розыгрыш» (1976), «Москва слезам не верит» (1985). Параллельно с этим Бардин выступает в роли актера озвучания в мультфильмах «Айболит и Бармалей» (1973), «Приключения Мюнхаузена. Чудесный остров»(1974), «Волшебник Изумрудного города» (1974), «Праздник непослушания» (1977), «Баба Яга против!» (1979-1980) и многих других.

Гарри Бардин в фильме Москва слезам не верит (в центре)

Первые мультфильмы

В 1975 году Бардин начинает работать на «Союзмультфильме» сразу в качестве режиссера. Дебютирует мультфильмом «Достать до неба» (1975) – историей о детях, которые пытались вернуть упавшую с неба звезду на место. Сценарий он написал самостоятельно и быстро получил разрешение поставить картину на студии.

Следом за ней выходят мультфильмы для детской аудитории «Веселая карусель №8. Консервная банка» (1976) и «Про дудочку и птичку» (1977).

 кадр из м/ф «Приключения Хомы»

Работу Бардина замечают после сатирического мультфильма об ответственном инспекторе ГАИ («Бравый инспектор Мамочкин», 1977) и экранизации сказки Альберта Иванова о ленивом хомяке, который хитростью заставил простодушного суслика делать свою работу («Приключения Хомы»,1978).

Следующая картина делает Бардина по-настоящему известным. «Летучий корабль» (1979)– музыкальный мультфильм по мотивам одноименной русской сказки. Главные герои – простодушный трубочист Ваня, прекрасная царевна Любава, ее строгий отец и хитрый боярин Полкан сразу же стали любимцами публики. Еще больше зрители прониклись к второстепенным персонажам  — Водяному и ансамблю Бабок-Ёжек, чьи песни, без преувеличения, обрели статус народных хитов.

кадр из м/ф «Летучий корабль»

Бардин отмечал, что работа над этим мультфильмом научила его чувствовать и визуально интерпретировать музыку. Тексты песен были написаны поэтом Юрием Энтиным, а музыкальный ряд – композитором Максимом Дунаевским. Персонажей озвучили популярные актеры Анатолий Папанов, Михаил Боярский, Татьяна Шабельникова. Гарри Бардин также выступил в роли актера озвучания – его голосом в мультфильме говорит Царь.

Еще одна музыкальная работа начального периода – пародия на сюжет шуточного стихотворения Федора Миллера «Пиф-паф, ой-ой-ой!» (1980), снятая в соавторстве с Виталием Песковым. Чуть позже Бардин выпустил романтическую историю о любви между машинами«Дорожная сказка» (1981) и экранизацию старинной цыганской притчи «Прежде мы были птицами» (1982). Уже на данном этапе творчества заметна тяга Гарри Бардина к поиску нестандартных решений,  создание необычных персонажей, пристальное внимание к звуковому ряду и музыкальному оформлению – качества, которые он еще сильнее проявит в следующих своих работах.

Разнообразие сюжетов и материалов

Начиная с мультфильма «Конфликт» (1983) — антимилитаристскойпритчи о спичках, не поделивших коробок, — Бардин вступает в период технических экспериментов. Забыв на долгое время о рисованной анимации, он всецело сосредотачивается на кукольной. Позднее режиссер вспоминал, что ему сразу понравилось работать с объемом больше, чем с рисунком, так как в процессе создания объемной анимации нет таких промежуточных этапов, как контуровка, фазовка, заливка. Съемочная команда может состоять только из мультипликатора и оператора, а значит процесс более подвластен режиссеру и позволяет реализовать любые замыслы.

кадр из м/ф «Конфликт»

Уйдя в объемную анимацию, Бардин не ограничивал себя классическим кукольным кино, которое само по себе было ему не так интересно. Режиссер начал экспериментировать с различными материалами. Так, в «Конфликте» главными действующими героями становятся обыкновенные спички.

По словам Бардина, в выборе сюжета и методов его воплощения он не опирался на какую-то конкретную схему. «Я занимался тем, что было мне интересно: я придумывал темы и искал материал, который бы наиболее хорошо, как мне казалось, отражал выбранную тему. А иногда было наоборот — я шел от материла. В частности, так получилось с фильмом «Выкрутасы»: у меня лежала хорошая проволока — отожженный алюминий — лежала и ждала своего часа, а я все не знал, как ее применить. И в результате придумал идею «Выкрутасов», где персонаж строит из этой проволоки свой мир, а окружающие силы тому мешают. Так возник сценарий к фильму». За «Выкрутасы» (1987) Бардин был награжден Золотой пальмовой ветвью Каннского кинофестиваля в 1988 году.

кадр из м/ф «Выкрутасы»

В «Браке» (1987) героями стали две веревки. Их взаимоотношения понятны без слов, а порванные нити, очевидно, символизируют крушение семейногоравновесия. В «Банкете» (1986) и вовсе оживают самые разнообразные бытовые предметы: стаканы, вилки, ложки, ножи, тарелки. Очертания людей и их характеры угадываются по мелким деталям вроде повисших в воздухе очков, салфеток и столовых приборов.

В нескольких мультфильмах Бардин использовал пластилин. В «Тяп-ляп, маляры» (1984) и «Брэк!» (1985) благодаря мягкой пластике материала режиссер смог привнести свой опыт работы в рисованной анимации. Кроме того, он признавался, что в кукольной анимации ему не нравилось движение – оно получалось каким-то замороженным, неестественным. Пластилин помог сделать движение более легким и гармоничным, при этом продолжить работу в объемной анимации. Еще раз Бардин вернулся к пластилину на мультфильме «Серый волк энд Красная Шапочка» (1990). Музыкально-сатирическая комедия для взрослых по мотивам знаменитой сказки стала для Бардина последней работой, созданной в стенах студии «Союзмультфильм». В 1990-е годы он продолжил активно снимать мультфильмы, но уже на собственной студии «Стайер».

Студия «Стайер»: 1990-настоящее время

В 1991 году Бардин вместе с небольшой группой единомышленников отправился в непредсказуемое путешествие – создал независимую студию «Стайер», которая поначалу существовала на одном лишь энтузиазме. Поначалу художники брались за рекламу, чтобы обеспечить себе возможность делать собственные мультфильмы. Команда создала успешный ролик для компании «Coca-Cola», который очень понравился американским производителям. В рекламе, рассчитанной на российский рынок, появился национальный колорит: кукушка в часах выкрикивала «Кока-кола!» вместо традиционного «Ку-ку!», а на гирях болталась бутылка с напитком.

кадр из м/ф «Кот в сапогах»

Первый доход позволил студии начать полноценную работу над мультфильмом «Кот в сапогах» (1995). В отличие от сказки Шарля Перро, Бардин главным героем истории сделал Кота. В его версии «волшебный помощник» еще более находчивый: свободно говорит по-английски, использует хвост в качестве пропеллера, пытается сделать из Вани Карабасова джентльмена и женить на принцессе, а в финале мановением волшебной палочки возвращает разгильдяя обратно на родину. Вольный пересказ классики в руках Бардина превратился в остроумное высказывание  — точную аллюзию на исторические процессы. Несмотря на допустимую долю гротеска, его герои не так уж далеки от обычных русских людей, а история остается актуальной и 20 с лишним лет спустя.

кадр из м/ф»Чуча»

В 1997 на студии «Стайер» вышла первая часть трилогии «Чуча» (1997,2001,2004) – трогательной истории о мальчике и его волшебной няне, которую он собственноручно соорудил из домашней утвари. Этот фильм – ода безграничному детскому воображению, способному оживить любой предмет, поверить в невозможное, силой мысли перенестись в самые далекие дали и пережить невероятные приключения. Все три мультфильма Бардин снимал в технике кукольной анимации.  «Я не сразу полюбил кукольную анимацию — только через какое-то время, — рассказывает режиссер. – «Чучи» — первая, вторая и третья – это уже куклы (кроме мальчика, у которого, конечно, работает пластилиновое лицо). Кукла действительно в какой-то момент начинает диктовать мультипликатору, что ей удобно – какой ракурс ей более выгоден, в каком повороте она наиболее выразительна. Но диктовать это она начинает уже после того, как ее родили, воспитали и научили ходить и разговаривать». Удивительно, что при всей сложности восприятия этой техники зрителем, в списке самых трогательных, по-настоящему волнующих и любимейших всеми мультфильмов найдется очень много кукольных: «Чебурашка», «Варежка», «38 попугаев». Без «Чучи» этот список будет неполным.

В перерывах между съемками «Чучи» Бардин выпустил «Адажио» (2000) — пронзительную притчу на вечную тему противостояния одного человека – пророка, новатора, несущего в мир обновление – безликой серой массе, которая равнодушна к урокам истории и нетерпима, а порой, жестока к любым точкам зрения, хоть чем-то отличающимся от общих взглядов. Режиссер объединяет мультфильмы «Конфликт», «Выкрутасы» и «Адажио» в философскую трилогию: «…во всех фильмах прослеживается один и тот же прием: я предлагаю материал (спички, моток проволоки и рулон бумаги), а потом начинаю играть. На острие своей идеи, вытягивая эту идею с помощью игры».

кадр из м/ф «Гадкий утенок»

В течение шести лет команда студии «Стайер» трудилась над полнометражным мультфильмом по сказке Ганса Христиана Андерсена о страшном утенке, который вырастает в прекрасного лебедя. По словам Бардина, из сказки Андерсена он взял только финальное превращение в лебедя, в остальном же написал оригинальный авторский сценарий. Действительно, многие исследователи отмечают, что в «Гадком утенке» (2010) гораздо больше от повести Джорджа Оруэлла «Скотный двор», чем от произведения датского сказочника. Технически этот мультфильм потребовал от режиссера и его команды серьезных усилий. Для съемки понадобилось изготовить боле 400 кукол. Утенок выполнен из пластилина, остальные животные в мультфильме покрыты перьями (настоящими!). Музыкальный ряд мультфильма – классические произведения Петра Ильича Чайковского из балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» в аранжировке композитора Сергея Анашкина (он работал с Бардиным над мультфильмами «Брак», «Кот в сапогах», а также же «Слушая Бетховена» и «Песочница»). Несмотря на теплый прием на международных фестивалях (призы на МКФ в США, Чехии, Испании, Румынии, Индии, Аргентине), а также российскую премию «Ника», в прокате мультфильм прошел почти незамеченным. Вероятно, дело в том, что Бардин сделал сказку Андерсена, саму по себе достаточно жестокую и печальную, еще мрачнее и безжалостнее.

В 2013 году Бардин выпускает еще одну философскую притчу «Три мелодии». Пластилиновый мультфильм состоит из трех частей, каждая из которых основана на знаменитом музыкальном произведении или песне: «Элегия» на музыку французского композитора Жюля Массне; «Исход» на песню Луи Армстронга; «Рондо» на музыку Камиля Сен-Санса.  В 2016-м выходит «Слушая Бетховена» — мультфильм о вечной силе природы, намного превосходящей человеческие ресурсы.

В последние годы Бардин выпустил еще два пластилиновых мультфильма:  «Болеро-17» (2017) – о выборе между возможностью быть как все или идти своим путем: и «Песочница» (2021) – о конфликте на детской площадке.

Спустя много лет работы в анимации, Бардин остается верен рукотворному подходу: он старается обходиться без компьютерных технологий, снимать на пленку, а также обращаться к вечным темам, важным для каждого человека в любой момент его жизни – любви, дружбе, искренности, стремлении быть собой. Это делает его мультфильмы вечно актуальными, придает им вневременное звучание.

Работы Гарри Бардина доступны  к просмотру на Платформе авторской анимации по адресу https://multanima.ru/ в рубриках «Персоны» и «Студии».

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *