Мастера анимации. Антон Дьяков

Причудливые  герои, необычные истории дружбы и любви, драма и комедия, реальность и фантазия – все это гармоничным образом переплетается в анимации Антона Дьякова. Изучаем фильмографию автора мультфильмов «Костя», «Питон и сторож», «Виват, мушкетеры!» и «БоксБалет».

Необычные герои

Антон Дьяков родился 1 марта 1980 года в городе Алма-Аты. Будущий режиссер получил художественное образование, но долгое время работал в коммерческой рекламе, решив полностью сменить профессию уже во взрослом возрасте. Он поступил в школу-студию «ШАР» на высшие режиссерские курсы. Как оказалось, детская любовь к мультфильмам Давида Черкасского, Льва Атаманова, диснеевской классике, венгерской и японской анимации уже давно подготовила его к профессии режиссера анимационного кино.

«Бах» (2010) — его первая анимационная работа, очень трогательная, простая и одновременно философская история про маленькую улитку. Дьяков рассказывал, что изначально это была курсовая, для которой он придумал персонажа, нарисовал его движения, проработал мимику. Преподаватели предложили ему придумать сюжет, чтобы позволить улитке не просто двигаться на экране, а стать героем полноценного анимационного фильма. Работа оказалась успешной – фильм сразу же взяли на все большие фестивали, включая престижный французский анимационный фестиваль в Аннеси.

 кадр из м/ф «Бах»

После успешного первого мультфильма Дьяков снял не менее удачный второй. «Костя» (2012) – история о приключении самого настоящего скелета. В начале фильма мы видим, как он вылезает из могилы и отправляется бродить по свету. Костя – дружелюбный и непосредственный, он пытается помочь маленькой девочке снять с дерева кота, переводит через дорогу бабушку, насмерть напугав ее, и прямо посреди дороги перед изумленной толпой прохожих отплясывает чечетку. Странный парадокс: оказывается, что век скелета недолог, но его кости могут жить вечно. Простодушную детскую историю Дьяков превращает в философское высказывание о жизни и смерти, о вечном круге, в котором все имеет начало и конец – впрочем, автор оптимистично полагает, что даже у конца может быть продолжение.

кадр из м/ф «Костя»

«Молчаливое» кино

Уже на примере первых работ Дьякова видно его особое внимание к пластике, к детальной проработке образа героев и умение рассказывать захватывающие истории буквально без слов. Режиссер считает, что кино, построенное на действии, в котором и без реплик все понятно – высший пилотаж. К примеру, фильмы Чаплина или классика анимации «Том и Джерри». «Если автор может рассказать историю без вербальных «костылей», это много стоит, — говорит Дьяков. – И я не одинок в таком подходе: многие авторы предпочитают «молчаливые» работы. К тому же я минималист: если можно от чего-то отказаться, надо отказываться. Хотя сценарии у меня болтливые, с большим количеством пояснений».

кадр из м/ф «Питон и сторож»

Не отходя от принципа минимализма, режиссер снимает следующий важный мультфильм —  взрослую мрачную истории «Питон и сторож» (2015). Мрачность здесь буквальная: темные оттенки, монохромная палитра цветов соответствуют невеселому сюжету о старом стороже, который ухаживал за животными в зоопарке, и его странной дружбе с питоном. Случай сводит их вместе в тот момент жизни, когда каждому нужна поддержка. Это история об одиночестве, о робкой находчивости и дружеском участии, о поиске своего места в жизни, о череде тягот и простых радостей, о доверии и понимании.

кадр из м/ф «Виват, мушкетеры!»

Продолжая работу на студии «Союзмультфильм» Дьяков выпускает оригинальный мультфильм «Виват, мушкетеры!» (2017) в рамках альманаха «Весёлая карусель».  Веселая и остроумная комедия, в которой действие стремительно разворачивается в разных вселенных, герои из книг и сказок встречаются в одном мире и за каждой шуткой прячется глубокое размышление.

кадр из м/ф «БоксБалет»

Самой известной на сегодняшний день работой Антона Дьякова стал мультфильм «БоксБалет» (2019), не в последнюю очередь из-за номинации на премию «Оскар» в категории короткометражной анимации. Критики отмечают, что «БоксБалет» — универсальное кино, которое понятно и широкому зрителю, и знатоку авторской анимации. Выиграв конкурс заявок с довольно простым сюжетом, Дьяков получил возможность воплотить свой замысел на студии «Мельница». «Это несложное кино, — рассказывает режиссер. – Я вообще не люблю сложные фильмы. В самом начале вообще не было балерины – была повесть про боксера. Балерина появилась благодаря моему опыту преподавания в школе: девочки рисовали принцесс и балерин, а мальчики боксеров, военных или супергероев. Тогда мне стало любопытно: кто заложил такие ролевые модели? Мне было интересно исследовать, как встретятся два этих стереотипа».

«БоксБалет» — история любви между грубым сильным боксером и воздушной балериной. У героев, казалось бы, нет ничего общего, но настоящие чувства не знают границ и могут быть неудобными, порой странными и даже невозможными.

Дьков провел большую работу над образами. К примеру, чтобы нарисовать балерин, он вместе с аниматорами часами пересматривал балетные постановки и внимательно изучал физиологию движений. «БоксБалет» заметно отличается от предыдущих работа Дьякова и в части изображения: режиссер использовал масляные краски, добавился выразительной прорисовки границ объектов, провел сложную работу со светом и выстроил четкий монтажный ритм повествования.  

Сейчас в работе у режиссера несколько новых проектов.

Мультфильмы Антона Дьякова доступны  к просмотру на Платформе авторской анимации по адресу https://multanima.ru/ в рубриках «Персоны» и «Студии».

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *