Мульттерапия: о целительных свойствах детской анимации, которую активно осваивают и педагоги, и маленькие северяне.
«Мультяшки» могут быть не только интересными, но и полезными. В стране активно развивается уникальная методика – мульттерапия. Недавно создана специальная онлайн-школа, где начали готовить и выпускать дипломированных специалистов.
По направлению «Анимационная педагогика» отучились несколько ямальцев. Это целый спектр специальностей, в том числе и психология. Такой педагог будет учить детей созиданию, поможет адаптироваться в обществе, станет развивать их творческие способности. В конечном, итоге поможет вырастить целое поколение профессионалов в сфере режиссуры и мультипликации.
Влад работает над своим новым мультфильмом по любимой сказке «Мышонок и карандаш». Он мальчик вдумчивый и очень увлечен своим делом. Сначала вместе со своим педагогом изучил работы коллег по цеху – профессионалов советской школы мультипликации. А потом была долгая кропотливая работа: съемка, монтаж, озвучка.
«Насчет монтажа, то он зависит от объема материала. Если его мало и не сложно монтировать, то его можно смонтировать за минуту, максимум за десять. А если, как у меня, то нужно вставить текст, и одновременно он должен соответствовать истории, персонажам. Поэтому, чем больше текста истории, тем больше надо снимать. Вот на этот мультик, чтобы нормально он шел, я снял 200 с лишним кадров», — рассказывает Влад Горбенко, будущий мультипликатор.
В Салехарде Михаил Коробов — ветеран ямальской мультипликации, человек, воспевший персонажа ненецкой мифологии птицу Мынику, перебирает в руках дипломы и сертификаты выпускников «Школы мульттерапии».
Национальный детский фонд подвел итоги обучения. Из полутора тысяч человек со всей России — около 120 представляли Ямал. Но до финиша из ямальцев дошли семеро. Как грамотно продумать идею и написать сценарий, работать со звуком и монтажом, из чего состоит рабочее место и что такое анимационный станок – в онлайн-режиме и бесплатно. Вот, например, один из лекторов из своей домашней студии виртуально обучает азам профессии.
Помимо современных технологий, в школе провели еще и цикл уроков по педагогике, в том числе по работе с особыми детьми. Вообще об эффекте мульттерапии заговорили несколько лет назад, когда благодаря занятиям в одной из онкологических больниц дети смогли отвлечься от боли. Пользу от такой методики как никто другой понимают матери особых детей.
Например, не так давно участницы клуба «Надежда» в Надыме потратили деньги муниципального гранта на оборудование для создания мультфильмов. Закупили самое необходимое: фотоаппарат, штатив и очень много пластилина. Результат не заставил себя ждать.
«Они находят общение друг с другом, они лепят героев, и это помогает им как занятие моторикой рук, развитие речи, внимания», — рассказывает Татьяна Ческидова, председатель клуба матерей «Надежды».
Со временем понятие «мульттерапия», на взгляд специалистов, расширилось. Уникальная методика, которая решает сложные задачи в образовании, воспитании, реабилитации.
Сегодня проект Национального детского фонда перерос в нечто большее – в движение, аналогов которому нет нигде в мире. Тем более, после того, как пару лет назад о нем узнал президент страны. Путин нарисовал тогда на анимационном станке смешную рожицу. А социальный проект признали одним из лучших.
Мультипликация перестала быть элитарным искусством. Более ста детских анимационных студий работают в разных уголках России.
«Да, это, конечно, любительское кино, не профессиональное. Но сейчас такая тенденция, что развитие кинематографа, в том числе анимационного, оно перестает быть какими-то столичными прерогативами. На мой взгляд, это ступенька к возникновению зачатков профессионального кинематографа», — считает Михаил Коробов, региональный представитель «Школы мульттерапии».
Одна из тех, кто прошла «Школу мульттерапии» — преподаватель Влада – Серафима Москаленко. Она знает всё о силе искусства. И может по работам некоторых своих подопечных отследить, как поначалу замкнутые или даже агрессивные дети меняются на глазах.
«Бывает, приходят достаточно напряженные, мультфильмы у них агрессивные. Это драки, солдатики, пушки, воюющие, захватывающие заложников, потом со временем, когда ребенок выплеснет это все, он начинает снимать более мирные сюжеты», — отметила Серафима Москаленко, руководитель студии мультипликации «Сами», г. Муравленко.
Кто знает, возможно, именно в таких студиях сегодня учатся творить будущие великие режиссеры. Созидание начинается с мечты.
«Я хочу снять какой-нибудь мультфильм, который получил бы «Оскар», — сказал Влад Горбенко, будущий мультипликатор.