Мастера анимации. Валентин Ольшванг

Автор мистических историй о покинутой девочке и ее страшной кукле, о любви между волшебным змеем и обычной девушкой, о сложных взаимоотношениях русалки и простого человека – все это Валентин Ольшванг. Рассказываем о творчестве режиссера мультфильмов «Розовая кукла», «Про раков» и «Со вечора дождик».

Аниматор и художник-постановщик

Валентин Ольшванг родился 19 августа 1961 года в Свердловске (сейчас – Екатеринбург). Будущий режиссер-аниматор уже после школы связал свою жизнь с творчеством. Первое образование получил в Свердловском художественном училище имени И.Д. Шадра на театрально-декорационном отделении, и после устроился работать художником-декоратором в Свердловский театр юного зрителя.

Уже через 6 лет Ольшванг сменил профессию, окончив отделение мультипликации художественного факультета ВГИКа под руководством Вадима Курчевского, режиссера таких мультфильмов, как «Мой зеленый крокодил» (1966), «Мой юноша Фридрих Энгельс» (1970), «Пер Гюнт» (1979), «Заячий хвостик» (1984), «Легенда о Сальери» (1986).

Еще во время учебы во ВГИКе Ольшванг начинает работать на Свердловской киностудии. В качестве художника-постановщика он работает над мультфильмами уже признанных мастеров: у Оксаны Черкасовой над «Бескрылым гусенком» (1987); у Алексея Караева над «Жильцами старого дома» (1987); у Владимира Петкевича над «Как стать человеком?» (1988) и другими.

кадр из заставки передачи «Спокойной ночи, малыши!»

В 1997 году Ольшванг завершил обучение на Высших курсах сценаристов и режиссеров анимационного кино в мастерской Юрия Норштейна. Через несколько лет вместе со своим мастером Ольшванг уже работал над заставкой телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» (2000), которая на телевидении так и не прижилась из-за своей мрачности, несвойственной детской передаче.

Живописная поэтика режиссерских работ

В режиссуре Ольшванг дебютирует в 1997 году. Его первый фильм «Розовая кукла», снятый на Свердловский киностудии при участии школы-студии ШАР, сразу же становится событием в мире отечественной анимации. На Открытом российском фестивале анимационного кино в Тарусе (сейчас – в Суздале) мультфильм получает сразу две престижных награды – «Прорыв» и приз за лучшую драматургию, а также завоевывает призы на крупных международных фестивалях в Лейпциге, Загребе, Хиросиме, Штутгарте. Для начинающего режиссера – небывалый успех. «Розовая кукла» — мрачный, местами даже жуткий рассказ о маленькой девочке, которая получает в подарок от незаботливой матери куклу в красивом розовом платье. В беспокойном сне девочки игрушка оживает, а вместе с ней становятся явными страхи ребенка, который чувствует себя ненужным и покинутым. В оболочке детской страшилки скрывается глубокая психологическая история о сложных взаимоотношениях детей и родителей, о важности любви, заботы и внимания в жизни ребенка.

кадр из м/ф «Розовая кукла»

В визуальном стиле «Розовой куклы» исследователи находят влияние живописи Питера Брейгеля, Марка Шагала, Альберта Эберта. При этом Ольшвангу удается выработать собственный стиль – нарочито небрежные штрихи, похожие на детский рисунок, выразительные темные цвета, подчеркивающие мрачную атмосферу истории. Мультфильм выполнен в трудоемкой технике живописи по стеклу.

 кадр из м/ф «Про раков»

В 2003 году выходит новая интересная лента Ольшванга – поэтичная история о любви между чудовищем и красавицей – между крылатым змеем и обычной девушкой – «Про раков». В интерпретации Ольшванга сказочная легенда обрастает бытовыми деталями, а мифические герои превращаются в обычных существ с человеческими качествами, становясь понятными и близкими зрителю. В создании визуального ряда режиссер опирался на серию гравюр Пикассо «Минотавр», в которых сюрреализм соединяется с античными мотивами. Исследователи отмечают, что в мультфильме переплетаются самые разные визуальные стили: от спокойного пейзажа в духе Саврасова до лубочной живописи конца XIX века.

кадр из м/ф «Со вечора дождик»

Своеобразным продолжением с точки зрения визуального стиля и драматургического напряжения (а с точки зрения сюжета — зеркальным отражением) мультфильма «Про раков» становится картина «Со вечора дождик» (2009). В качестве литературной основы использована сказка Алексея Толстого «Русалка». По сюжету простой мужик влюбился в русалку, ради нее пожертвовал близкими и своей жизнью, но ответной любви, равной своему чистому и искреннему чувству, не получил. Ольшванг говорил, что и чувства русалки можно понять – она любит, но по-своему, по-русалочьи, холодным сердцем.

Для этого мультфильма Ольшванг находит новые стилистические референсы – творчество русского художника Бориса Кустодиева, мастера выразительного портрета. Так же как в его картинах, персонажи мультфильма Ольшванга гармонично вписаны в окружающую их действительность: быт русской деревни, ярмарочные шествия, светлый березовый лес, прозрачная река.

Другие работы

В далеком 1985 году Ольшванг как художник-постановщик начинает работать с Юрием Борисовичем Норштейном над  одним из главных долгостроев российской анимации — «Шинелью». Работа над мультфильмом до сих пор не завершена.

В начале 2000-х он принимает участие в создании мультфильма «Человек с луны»  — снова работает с Оксаной Черкасовой в стенах школы-студии ШАР. Еще через 8 лет Ольшванг придумает визуальную часть для мультфильма «Сизый голубочек» (2010), снятого на екатеринбургской студии «А-фильм». На данный момент этот мультфильм – последний в списке его относительно недавних работ, но не исключено, что фильмография мастера  еще пополнится новыми картинами.

Работы Валентина Ольшванга доступны  к просмотру на Платформе авторской анимации по адресу https://multanima.ru/ в рубриках «Персоны» и «Студии».

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *