Мастера анимации. Михаил Алдашин

Экранизация чукотской легенды, комедия для взрослых, политическая сатира, оригинальный пересказ евангельского сюжета, американский сериал и даже японская версия «Чебурашки» — список работ Михаила Алдашина удивительно разнообразный. Рассказываем о творческом пути классика отечественной анимации и его самых известных мультфильмах.

Живопись, кино и анимация

Михаил Алдашин родился 4 ноября 1963 года в Туапсе. Как он позднее признавался, ходить в школу ему не нравилось, после ее окончания он поступил в техническое училище Морфлота СССР и уехал в Севастополь на службу. Именно в это время, то есть уже в довольно сознательном возрасте, Алдашин заинтересовался искусством живописи. «Для повышения культурного уровня нас строем водили в панораму Рубо и Музей флота, — вспоминает режиссер. — Там я увидел настоящую живопись и захотел стать художником». Путь к профессии живописца оказался непростым. После неудачного поступления в Полиграфический институт Алдашину удалось попасть на художественный факультет Всероссийского государственного института кинематографии. В 1987 году он окончил ВГИК, получив специальность «художник-постановщик игрового кино». Впрочем, работа в кино Алдашина не привлекала, он по-прежнему мечтал стать  настоящим живописцем. На последнем курсе он сделал свой первый мультфильм, не зная при этом даже азов анимации – три новеллы, объединенные в одну картину «Перевороты».

Дальнейшие события в буквальном смысле перевернули его творческую судьбу. «Не очень понимая, что мне с ним [с мультфильмом] делать дальше, я узнал телефон Юрия Норштейна, позвонил ему и попросил посмотреть мое  «рукоделие», — рассказывает режиссер. — Увидев это произведение, он предложил мне учиться на Высших режиссерских курсах. Так я попал в компанию будущих аниматоров, среди которых были Александр Петров, Иван Максимов, Михаил Тумеля. Преподавали лучшие режиссеры: Фёдор Хитрук, Юрий Норштейн, Эдуард Назаров. Это было счастливейше время в моей жизни, второе детство, если хотите».

Старт на студии «Пилот»

В 1988 году, в период учебы на ВКСР Алдашин снимает на «Союзмультфильме» «Келе» — экранизацию чукотской сказки о злом духе.  Идею для мультфильма предложил сокурсник Пеэп Педмансон, который стал соавтором сценария и сорежиссером. Вдохновлялись художники иллюстрациями из книги чукотских сказок и легенд, в которых келе – традиционный персонаж. Простая и выразительная анимация масляными красками преподавателями была оценена как удачная, точно отражающая атмосферу народных чукотских сказаний.

 кадр из м/ф «Келе»

После окончания курсов Алдашин попадает на студию «Пилот», в те годы только образованную. В стенах «Пилота», в атмосфере экспериментов и творческих поисков он снимает свои первые мультфильмы: комедию для взрослых «Пумс»(1990) о торговце, нарядившем аборигенов в цивилизованную одежду, и мультфильм «Охотник» (1991)  — историю о незадачливом охотнике, которого жена пыталась замаскировать под разных животных. Говоря об этих ранних работах Алдашина, Лариса Малюкова, автор книги «Сверхкино. Современная российская анимация», отмечает: «Алдашин, не переча пилотовской стилистике, заявил о себе как о самобытном, оригинальном авторе, умеющем перевести анекдот на язык пластики, гротеска, притчи. «Пумс» и «Охотник» создавались в качестве первых эпизодов будущего сериала. Но блеск «актёрской» работы с персонажами, каскад гэговых метаморфоз, бесшабашность юмора, изобретательность в разыгрывании фантастических ситуаций мгновенно вывели фильмы в лидеры фестивальных программ». Мультфильмы были отмечены призами на фестивалях в Москве, Франции, Португалии и США.

кадр из м/ф «Путч»

Еще одной важной работой на студии «Пилот» для Алдашина стал мультфильм «Путч» (1991), который он сделал вместе с Александром Татарским. Алдашин и Татарский присутствовали на Августовском путче 1991 года, были очевидцами и современниками событий, изменивших ход истории. Сразу же после этого Алдашин обратился к директору российского телевидения Анатолию Лысенко и предложил ему создать короткометражный мультфильм о недавних событиях. Тот согласился, и создатели фильма в течение двух суток непрерывно рисовали. Ельцина, дёргающего за ручки унитаза, рисовал лично Алдашин.

 «Рождество» — старая история на новый лад

После «Путча» Алдашин на несколько лет оставляет анимацию и работает над созданием различной рекламы в кинокомпании «ТЕКО». Но уже в 1996-м возвращается с новой анимационной работой, которая до сих пор остается одной из самых важных в его фильмографии. Мультфильм «Рождество» основан на двух евангельских историях – Рождество и Благовещение. Алдашин дает известным сюжетам новую жизнь, отказываясь от традиционного пересказа старых историй и создавая волшебную фантазию с элементами бытовой жизни. Отправной точкой к созданию мультфильма послужила увиденная в книге «Руки в искусстве» фотография с изображением средневекового барельефа: три короля-волхва лежат в одной кровати. Пока двое спят мирным сном, третий просыпается от прикосновения ангела, указывающего ему на яркую звезду в окне.

кадр из м/ф «Рождество»

«Ведь обычно как? – рассказывал Алдашин в одном из интервью. – Родился Христос, пришли откуда-то три мудреца, увидали звезду и пошли все вместе толпой. А то, что этих мудрецов пришел будить ангел, и что все они лежали в одной кровати (ясно же, что это вынужденное композиционное решение, потому что надо было как-то объяснить, что их трое) – об этом моменте пробуждения никто даже не писал».  Картина обросла подробностями и удивительными бытовыми деталями. Удивительными, потому что с их помощью Алдашину и его художнице Зое Трофимовой удалось через узнаваемые жесты из персонажей древних сказаний сделать обычных людей, при всей своей сказочности понятных любому зрителю. Например, ангел, подбирая упавшую с дерева грушу, обтирает ее об рукав, а Мария, прежде чем купать младенца, проверяет локтем температуру воды. История при всей своей важности и священности у Алдашина приобретает черты чего-то очень знакомого, домашнего, уютного, бесхитростного. Однако во второй части мультфильма он добавляет больше торжественных интонаций – праздничное шествие, большой пир и хоровод с участием людей и животных.

Визуальное решение фильма – плоскостное изображение, причудливый, но будто по-детски наивный рисунок,  теплые и глубокие оттенки – синий, красный, охра, изумрудный. Важно также, что в мультфильме нет диалогов, только музыка Бетховена и Баха. Такие простые, но одновременно изящные решения помогли создать особую завораживающую атмосферу кадра, погрузить зрителя в историю и сделать ее понятной без слов.

кадр из м/ф «Рождество»

«Мне казалось, что ничего не выходит, я задыхался от ощущения провала, — рассказывал режиссер. — Но люди, чьим мнением я дорожу, сказали, что картина получилась. И говорят, что это лучший мой фильм». Статус «лучшего» мультфильму присвоили многие престижные фестивали: Открытый российский фестиваль анимационного кино в Тарусе (в настоящее время проводится в Суздале), Международный кинофестиваль неигрового и анимационного кино в Лейпциге, а также кинофестивали «Послание к человеку» и «КРОК».

Начало 2000-х – настоящее время

После «Рождества» Алдашин, как и многие его коллеги, уехал в Америку, правда, всего на несколько месяцев. Там он работал на известной студии Cartoon Network – придумывал персонажей для сериала «Майкл, Лу и Ог» («Mike, Lu & Og», 1999-2000). Вернувшись в Россию, он вместе с Алексеем Деминым снял мультфильм в серии «Optimus Mundus» — «Optimus Mundus 41.Цари» (1998).

кадр из м/ф «Букашки»

В 2002 году на студии «Пилот» Алдашин выпустил забавный мультфильм «Букашки» — о том, как маленькие насекомые уживаются на одной планете с огромными людьми. Букашки здесь – это метафора беззащитных, ущемленных в правах существ, вынужденных жить в тени всесильных гигантов. Мультфильм задумывался как начало сериала, но остался самостоятельным проектом, не получившим продолжения.  

В следующие годы Алдашин продолжил работу на студии «Пилот», стал членом художественного совета цикла «Гора самоцветов», в рамках проекта выпустил два мультфильма – «Про Ивана-дурака» (2004), «Бессмертный» (2012), и еще для нескольких мультфильмов цикла написал сценарии.

В 2013-2016 годах режиссер занимал пост художественного руководителя студии «Союзмультфильм», через год, в 2017-м, вернулся на студию уже в качестве креативного продюсера по короткометражным проектам. Кроме этого Алдашин преподавал в школе-студии «ШАР» и ряде других профильных учебных заведений.

В 2013 году вышел полнометражный кукольный мультфильм «Чебурашка» снятый японским режиссером Макото Накамурой. Фактически, это версия японского кукольного сериала о Чебурашке 2010 года, перемонтированная специально для России в полнометражный фильм. Алдашин вместе с Эдуардом Успенским, автором истории про Чебурашку, выступил в качестве сценариста фильма.

кадр из м/ф «Бессмертный»

Вероятно, эта не последние работы Алдашина и мы еще увидим его режиссерские творения. «В том или ином качестве я принял участие в создании более чем ста фильмов, — говорит режиссер. — Но среди них всего лишь несколько я, как художник, на самом деле хотел сделать. Поэтому творческий голод, ощущение недовысказанности, остались. Остались идеи, замыслы фильмов, которые нужно реализовать. Хочется сделать очень многое».

 Мультфильмы Михаила Алдашина доступны  к просмотру на Платформе авторской анимации по адресу https://multanima.ru/ в рубриках «Персоны» и «Студии».

 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *