Мастера анимации. Александр Татарский

Один из основателей первой в стране негосударственной анимационной студии,  режиссер, художник, педагог, идейный вдохновитель нескольких поколений аниматоров. Александр Татарский изменил взгляд на анимацию, расширил границы восприятия привлекательного и отталкивающего, смешного и печального, сказочного и реального. Вспоминаем творческий путь автора «Пластилиновой вороны» и «Падал прошлогодний снег» — как он пришел в профессию, каких успехов достиг, во что верил и о чем мечтал.

Увлечение анимацией и первые шаги в профессии

Александр Татарский родился 11 декабря 1950 года в семье цирковых работников. Все детство он провел в цирке, в окружении гимнастов, дрессировщиков и знаменитых клоунов. Неудивительно, что мальчик сам мечтал стать клоуном, однако особых навыков к этому у него не было, и, как признавался позднее, он «пошел в мультипликацию, потому что это тоже в своем роде клоунада».

С искусством мультипликации будущий режиссер-аниматор познакомился в подростковом возрасте, когда отец взял его с собой на Киевскую студию, где тогда писал сценарии для мультфильмов. «Для меня это был шок, — вспоминал Татарский. – Я этот день помню очень хорошо. Поехал туда без особого интереса, не знал, что это такое, и познакомился с людьми, которые делают мультфильмы. И произошло то, чего со мной никогда больше в жизни не было: я в них влюбился, во всех сразу. И с тех лет мечтал, как бы побыстрее вырасти и попасть туда. На третий день моего пребывания на студии я украл изрядное количество кальки, чтобы рисовать. Кажется, на пятый день решил, что стану режиссером и буду делать свое кино».

Мечта сбылась, но не так быстро, как хотелось. Первое образование Татарский получил в Киевском институте театра и кино по специальности кинодраматургия, а уже после окончил курсы художников-мультипликаторов при Госкино. Параллельно он устроился на студию «Киевнаучфильм», где постигал основы профессии заливщика, то есть закрашивал цветом изображения, нарисованные профессиональными художниками. После он вырос до должности фазовщика, а затем и художника-аниматора. В качестве последнего он принимал участие в работе над такими мультфильмами, как «Как кормили медвежонка» (1976), «Приключения кузнеца Вакулы» (1977), «Приключения капитана Врунгеля» (1979).

В 1980 году Татарский пришел на студию «Мульттелефильм» творческого объединения «Экран», где впервые смог реализовать свои замыслы в роли режиссера.

 Главные режиссерские работы: гротеск, абсурд, необычные герои и нелогичные сюжеты 

Собственный мультфильм молодому режиссеру разрешили делать в порядке исключения – за то, что он помог московскому телевидению разработать анимационные заставки к Олимпиаде 1980 года. И первая же режиссерская работа сделала его известным. Замысел «Пластилиновой вороны» (1981) несколько раз трансформировался. Отталкиваясь от идеи создания работы в технике пластилиновой анимации, Татарский задумался об экранизации стихотворения Эдуарда Успенского «Жил-был слоненок». Но мультфильм по этому произведению под названием «Слоно-дило-сенок» уже был снят Борисом Ардовым в 1975 году. Чтобы  не повторяться, Татарский решил пойти своим путем: дополнил идею, адаптировав стихотворения Александра Кушнера «О картинах» и Овсея Дриза «Игра» для первых двух частей сюжета, а Успенский написал стихотворение «А может, а может…», построенное по тому же принципу путаницы, что и «Жил-был слоненок».

 «У меня на коленях лежали тетрадка и стихи Успенского, но уже исправленные, с моими наглыми вкраплениями. И произошло чудо, — вспоминал режиссер. — Я ощущал величайшее наслаждение, которое редко бывает в жизни. Я не придумывал сценарий, а знал его. Еле успевал записывать. Открывается какой-то клапан, я всё узнал. Выбегает ворона, в руках у нее вертушка, течет вода, плывут спички, мостик, то есть я пересказывал кино и боялся, что чего-то не успею записать и забуду. Я любой свой фильм вижу в голове полностью, закрываю глаза, и там у меня есть специальный экран».

Необычный во всех смыслах мультфильм чиновники назвали «идеологически безыдейным», глупым и бессмысленным. Положение начинающего режиссера спасли Эльдар Рязанов и Ксения Маринина, в то время ведущие телепрограммы «Кинопанорама», которые выпустили мультфильм в эфир. Впоследствии «Пластилиновая ворона» получила более 25 наград на международных анимационных фестивалях.

После успеха «Пластилиновой вороны» Татарскому доверили создание пластилиновой заставки для передачи «Спокойной ночи, малыши!» (1982) по сценарию Успенского. Однако Александр Михайлович снова сделал все по-своему: «Писатель Эдуард Успенский хотел сделать заставку к «Спокойной ночи, малыши!». Я почитал его сценарий и сказал, что делать не буду – он мне вообще не понравился. И нагло сделал свой собственный сценарий заставки, которая идет в эфире уже 25 лет». Действительно, пластилиновый месяц, баюкающий зверей, слоненок, бегающий по радуге, и жираф, улегшийся на высокую пирамиду из подушек, стали любимыми образами нескольких поколений зрителей.

Через год Татарский создал еще один легендарный мультфильм, ставший негласным лейтмотивом Нового года, разошедшийся на цитаты и почитаемый всеми любителями анимации – «Падал прошлогодний снег» (1983). Незадачливый мужичок по приказу жены отправляется в лес за елкой, однако на пути отвлекается то поимку зайца, то на мечты о богатстве, то на забавы с волшебной палочкой. Возвратившись домой ни с чем, он играет грустную песню, сидя вместе с вороной на заснеженном мосту.В процессе создания мультфильма автору пришлось столкнуться с рядом сложностей. Сначала не одобряли сценарий, и Татарскому пришлось всех обмануть, сказав, что он хочет снимать фильм о Ленине по рассказам Михаила Зощенко. Готовый мультфильм пришлось заново монтировать и местами переозвучивать, а имя Станислава Садальского, рассказчика истории, в титрах упомянули лишь в виде благодарности «за предоставленный голос». В довершение всего главного героя руководство студии попросту назвало идиотом – не такой образ русского человека желали видеть на экране. К счастью, неудачи не помешали фильму завоевать множество наград и обрести культовый статус.Перечень популярных режиссерских работ Татарского (по крайней мере, до создания студии «Пилот») будет неполным без еще одного мультфильма – оригинальной истории о кавказском гостеприимстве «Обратная сторона Луны» (1984). Неожиданные превращения, непредсказуемые повороты сюжета, нелепые, но очаровательные герои, сочетание несочетаемого, общий гротескный и абсурдистский тон закрепились в сознании зрителей как визитные карточки мультфильмов Татарского. Уникальный стиль режиссер через несколько лет перенес на собственную студию, задав новый вектор развития отечественной анимации.

 Идейный вдохновитель студии «Пилот»

В 1988 году Александр Татарский вместе со своими коллегами товарищами режиссером-аниматором Игорем Ковалевым и искусствоведом Анатолием Прохоровым открывают студию «Пилот». Сейчас кажется естественным, что в России десятки анимационных студий создают мультфильмы – полнометражные фильмы и сериалы, а также авторское кино. Но всего лишь 30 лет назад независимых студий в стране не существовало. «Пилот» стал первой негосударственной студией, кузницей свежих кадров, школой для молодых аниматоров и, наконец, примером и источником вдохновения для многих художников, отчаянно нуждавшихся в переменах.

Встать во главе этой трансформации не мог, пожалуй, никто, кроме Татарского. Для «пилотовцев» Татарский стал не только ведущим режиссером, продюсером и художественным руководителем проектов, но и идейным вдохновителем. Первый успех студии принесла серия фильмов для взрослых под названием «Лифт» – своеобразный мультипликационный альманах, состоящий из ничем не связанных между собой новелл, порой абсурдных, порой лирических. В 1991 году команда «Пилота» по следам августовских политических событий создают мультфильм «Путч» — пример того, что анимация, словно живой организм может остро реагировать на события любого масштаба и времени – прошлые и настоящие, личные и общественные, безобидные и пугающие. За «Путчем» последовали фильмы из небольшой серии «Братья Пилоты», самым популярным из которых стал «Братья Пилоты готовят на завтрак макарончики» (1996) — лучшая иллюстрация фирменного подхода Татарского «сочетания несочетаемого». В 1998 году за цикл анимационных картин «Из жизни братьев Пилотов» и детскую программу «Чердачок братьев Пилотов»  Татарский получил Государственную премию Российской Федерации в области литературы и искусства. В том же 1998-м  он выпускает пронзительную драматическую и одновременно очень страшную историю об ожившей курице — «Унесенные ветром».

В 2004 году студия «Пилот» начала работу над самым большим проектом – «Гора самоцветов». Анимационный альманах был задуман как сборник экранизаций разных сказок народов России. В начале каждого мультфильма появляется пластилиновая заставка, объясняющая общий замысел и концепцию. «Россия – огромное межнациональное государство, где все люди, все народы имеют равное право на жизнь. Я это понял очень рано, в детстве, когда мама прочитала мне книжку 55-го года издания с названием «Гора самоцветов», — рассказывал Татарский. — Я тогда понял, что кроме нас в Советском Союзе живут чукчи, эвенки, эскимосы, что есть Север с оленями, а есть Кавказские горы, где у людей другая одежда, пища, другие имена и религия. Понял, как говорится, с чего начинается родина, что я – часть этого огромного целого. Вот это же самое ощущение мы хотим донести детям, которые будут смотреть мультфильм».

«Гора самоцветов» стала для многих молодых режиссеров стартовой площадкой, на которой они могли попробовать свои силы. В период с 2004 по 2007 годы вышло 34 мультфильма. 

После смерти Александра Михайловича 22 июля 2007 года производство приостановили.  Для студии «Пилот» наступили непростые времена – отсутствие финансирования не позволяло продолжать работу в таком же ритме. Однако трудности удалось преодолеть и в настоящее время «Пилот» продолжает выпускать мультфильмы цикла «Гора самоцветов» (сейчас их уже 85). В 2007-2018 был выпущен цикл «Мульти-Россия» — короткие пластилиновые мультфильмы о разных регионах страны, в 2014 году – мультсериал «Поросенок».

Мультфильмы Александра Татарского и студии «Пилот» доступны к просмотру на Платформе Российской авторской анимации по адресу https://multanima.ru/ в рубриках «Персоны» и «Студии».

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *